СТОП-КАДР 144
«НАШ ПИТЕР. О ПРОЕКТЕ»
2024 год, Омск, городок Нефтяников,
Советский парк, кафе «Карс»
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
Чем больше срок, в смысле — возраст, тем меньше думаешь про круассаны.
И поэтому — очередная полубредовая идея: что это я всё про себя, не пора ли открывать для человечества и другие таланты, такие же скромные и незаметные…
Примерно так появилась идея Тетради «Клуб дилетантов. Беседы с Александром ВАНЯШОВЫМ".
Благо, что Александр охотно откликнулся и предоставил в полное моё
распоряжение свой фотоархив. Вы любите рыться в чужих фотоархивах? Иной раз это очень даже… И близкая мне тема «Петербург» вполне естественно скрепила наш
творческий союз. Кое-что поправив и сопроводив комментариями, я предложил ему
дополнить их нашими диалогами.
Так появились 12 стоп-кадров в Тетради № 12, которые мы и предлагаем в качестве лёгкого чтения. Начнём с презентации. Прямо сейчас:
Владимир ЮША (далее ВЮ):
Во-первых, я рад, что ты мне позволил поработать с таким замечательным, по-
настоящему интересным материалом. Во-вторых, ещё сильнее рад, что получилась тема
«Питер». Люблю нашу Северную Столицу. Там сконцентрировано многое из того, что
зовёт, будит и вдохновляет… Побуждает, я бы даже сказал. Будоражит. А то знаешь…
Вышел утром во двор прогуляться вокруг газгольдера… И вечером… И на следующее
утро… И неизвестно, какие мысли и чувства появятся в конце концов… Надо почаще в
Питер… Там и воздух другой. Морем пахнет… Тебе часто удаётся в Санкт — Петербурге
побывать.
Александр ВАНЯШОВ (далее АВ):
Я там практически живу. То по работе, то по диссертации, то просто на лыжах в новогодние каникулы прокатиться…
ВЮ:
Это замечательно. У меня так не получается. Хочу пару слов про выбор темы для
нашего проекта. С удовольствием порылся в твоих фотках. Есть замечательные
сюжеты. Очень оригинальные. Красивые. Городской пейзаж, просто ландшафтные
зарисовки, детские фотографии прекрасные. Но чем-то всегда приходится жертвовать.
А тема «Питер» у тебя очень сильная. По-настоящему авторский, оригинальный взгляд на привычные вещи. Нестандартный ракурс, так сказать. И фокус, соответственно.
АВ:
Я за эту тему двумя руками. Там как-то всё само собой получается
ВЮ:
По музеям часто ходишь?
АВ:
Практически никогда. Я больше люблю просто побродить…
ВЮ:
Понимаю. По Гороховой? Я люблю по Гороховой. Хорошо, давай уже не будем утомлять наших читателей. Надо тебя предствить. Подтверди, что это именно ты на фотографии. А то подумают, что это — я…
АВ:
Да я, конечно. В парке мы, в «Карсе» как раз этот проект и обсуждаем…
ВЮ:
Ты здесь на Пушкина, кстати, похож. Не хватает бакенбард и гусиного пера. А взгляд — поэта. Ну, что, к делу? У нас впереди одиннадцать сюжетов с твоими фотографиями. И нам надо постараться быть предельно открытыми и ненавязчивыми…
АВ:
Я готов, мне очень понравилась эта идея. Про бакенбарды, конечно, сомневаюсь.
Но в целом — готов пообщаться.
ВЮ:
Не сомневайся! Со стороны всегда виднее. И Пушкин, поверь мне, не самый худший вариант. Давай уже к делу и займёмся фотографиями. У меня вот такие одиннадцать сюжетов в качестве предложения: «Крыши», «Невский проспект», «Гостиный двор», «Канал Грибоедова», «НеПушкин», «Мосты», «Реки и Каналы», «Дворы и Подворотни», «Стена», «Парковка на Гороховой», «Парки и Аллеи». Принимается?
АВ:
Прямо какой-то туристический путеводитель получается. Принимается, конечно…
ВЮ:
Хорошая идея, кстати. Насчёт путеводителя. Что ж, тогда работаем?
СТОП-КАДР 145
«КРЫШИ»
Фото Александра Ваняшова
2020 год, Санкт-Петербург, улица Рубинштейна
REDMI NOTE 8T 5,0 мм f/1,8 1/5637 c ISO 100
ВЮ:
Предлагаю начать с темы «Крыши». Тема для Питера насколько банальная,
настолько же и избитая. Но вот эта твоя работа привлекает внимание. Провода, облака,
крыши… Есть динамика! Экспрессия, я бы даже сказал. Очень нравится. Хочу сказать,
что вот по этой башенке я даже примерно представляю, где это место. На Рубинштейна?
В этой башенке, кажется, мини-гостиница. И театр рядом…
АВ:
На Рубинштейна, верно… Точная геолокация!
ВЮ:
А на крышу как забрался? Это ведь не из окна гостиницы снято? Какой-то чердак?
Как туда попал?
АВ:
Да это же я просто на экскурсии. Там у кого есть ключи от чердака – экскурсии
проводят. Ну, такие, полулегальные, можно сказать. Ребята прямо на улице зазывают…
ВЮ:
Меня не зазывали. Меня на Рубинштейна в другие места зазывали…
АВ:
Это понятно... А я крыши люблю. Там особо-то ничего и не рассказывают. Просто
выходишь на крышу и смотришь. Красиво. Да и деньги небольшие. Мне не жалко…
ВЮ:
Конечно, не жалко. Зарабатывают кто как может. Наверное, местные студенты...
Зато какая замечательная фотография получилась! И документальная, и
художественная. Редкая удача…
СТОП-КАДР 146
«НеПУШКИН»
Фото Александра Ваняшова
2010 год, Санкт-Петербург, Ораниенбаумское шоссе, Парк Сергиевка
SONY DSC-Т10 8,41 мм f/3,5 1/40 c ISO 320
ВЮ:
Господи, да за что же его так? Я вообще-то про Пушкина хотел поговорить. Какой
же Питер без Пушкина! У тебя ведь широко представлена пушкинская тема: есть и дуб
у лукоморья, и метель, и мерцающие фонари… Но, думаю, этот снимок тоже подойдёт
для обсуждения. Тоже ведь искусство, о высоком… Чья это голова?
АВ:
Достоверно не известен ни автор, ни кто это. У названия - разные версии: «Голова
Адама», «Старик», «Воин». Есть версия, что эта голова вдохновила Александра
Сергеевича на сюжет для «Руслана и Людмилы». Хотя, скорее всего, это так, для
туристов…
ВЮ:
Может быть - это Каин какой-нибудь? Где Адам, там и Каин. Как там в Библии?
Каин и Авель. Опять же Иисус. И предательство, и братоубийство... Как в жизни. Всё
ведь у нас - по библии?
АВ:
Не знаю. Но вряд ли – всё…
ВЮ:
А получается, что так. Божьи книги – это ведь законы наши? Хоть всё и прописано,
а никто не слышит. А теперь уже и не читает никто. Сатанинство нет-нет, а выдаёт себя.
Помнишь «Ночной дозор»? И «Дневной дозор»? Хорошие фильмы. Как раз про это.
АВ:
Странно... Вроде бы и в наших законах всё тоже должно быть прописано. Но их
никто не любит, а многие так просто боятся...
ВЮ:
Это давно известно... Можно ориентироваться только на веру. Не на ту, которая в
церкви или на партсобрании. А в тебе. Добро надо делать, вот и вся хитрость. Оно хоть
и наказуемо, но непобедимо…
АВ:
Это понятно... Да ведь кроме желания делать добро надо ещё и уметь это делать?
ВЮ:
Что умеешь, то и делай. Я так думаю. Но вернёмся к Пушкину! Его ведь уже
современники считали одним из умнейших людей своего времени. А потомки так и
вовсе канонизировали. Хотя в Лицее по математике у него была тройка! Кого же на
самом деле считать умным, а кого – нет?
АВ:
А разве ум проявляется не в способности усваивать старые знания? Анализировать,
синтезировать новые. Как в наших инженерных делах. А вот гениальность? Это же уже
что-то другое? Исключительное? Или просто много ума в одном месте? По-моему –
исключительное! Способность генерировать абсолютно новые идеи, что ли…
Эйнштейн, к примеру? С другой стороны… Как там у Высоцкого: «…Лукоморья
больше нет…Всё о чем писал поэт, это бред…».
ВЮ:
Я вообще-то про Пушкина сегодня и хотел...
АВ:
Это каменная голова виновата! Но, всё равно, хорошо поговорили…
СТОП-КАДР 147
«МОСТЫ»
Фото Александра Ваняшова
2010 год, Санкт-Петербург, Благовещенский мост (Лейтенанта Шмидта, Николаевский)
SONY DSC-Н1 9,3 мм f/4,0 1/4 c ISO 64
ВЮ:
Какой же Питер без мостов!!! Боялся я и этой темы. Что тут можно ещё придумать?
А ты придумал! Увидел и придумал! Круто, свежо… Это какое место?
АВ:
Да это же мост Лейтенанта Шмидта! Гулял по Английской набережной, а его как
раз ремонтировали…
ВЮ:
Мне тоже больше нравится это название. И место это тоже люблю. Там недалеко
Горный Институт (Университет) и Ледокол Красин…
АВ:
Точно. И ещё Академия Художеств.
ВЮ:
Я вот почему эту картинку выбрал. У тебя здесь мост – из нашей повседневной
жизни. Не привычная красивая картинка-штамп. А вот такой мост, не парадный. У
которого своя жизнь... И свои болячки, которые требуют ремонта.
АВ:
Мне тоже этот снимок нравится. Хотя у меня есть и покрасивее мосты. Ночные, с
подсветкой. И разводные…
ВЮ:
Как на открытках… Так я ж про то и говорю! И хорошо, что такая вот фотка хоть
на секунду оторвёт человека от сказочного виртуального мира. От открыточного,
глянцевого, придуманного! А то ведь все хотят есть, но не хотят понять, что сало по
электронной почте не получишь! Хотя… Понимают, скорее всего. Но надеются… И
смех, и грех!
АВ:
Возможно, и оторвёт. А, может быть, и не оторвёт… Трудно сказать.
СТОП-КАДР 148
«РЕКИ И КАНАЛЫ»
Фото Александра Ваняшова
2006 год, Санкт-Петербург, река Мойка
NIKON COOLPIXL1 6,3 мм f/2,9 1/1000 c ISO 50
ВЮ:
Не скрою, была задумка в результате этого нашего проекта слепить из тебя образ
такого, знаешь, эпатажного фотографа. Но когда увидел этот снимок – отказался от этой
идеи. Да, вроде бы опять банальная «Италия» и «Голландия». Но я в Питере люблю
именно такие тихие уголки. Красиво! И надо понимать – ведь это Питер. Ведь надо ещё
суметь поймать это солнышко, эту палитру… Ты посмотри, сколько здесь всего, какие
оттенки замечательные… У тебя – получилось!
АВ:
Это точно, повезло с солнцем. Мне тут лодки очень понравились. Не гондолы, но
тоже очень красивые. И дома ярко-жёлтые… А на противоположном берегу дома в
тени. Всегда в тени… Наверное, у людей там в квартирах очень сыро.
ВЮ:
Наверняка. Я как-то раз, давно, когда с гостиницами была проблема, остановился
переночевать у одной хозяйки. Раньше они на Московском вокзале прямо у поезда
предлагали комнату для ночлега. Жила она в хорошем месте, прямо у Фонтанки. Но на
первом этаже. Почему «но»? Потому что сырость невероятная. Простыни сырые, везде
всё сырое, по всей ванне грибок… Петербург Достоевского, одним словом.
АВ:
Старая застройка, ничего не поделаешь… Снаружи красиво, а внутри – не очень.
ВЮ:
Это – на каждом шагу. И у людей – точно так же бывает. Но это всё ерунда. А вот
эта твоя Мойка – не ерунда, а то, что даёт нам смыслы. Прямо жалею, что не художник.
А то бы набросал этюд... Ничего придумывать не надо! Вон какая вода: и розовая, и
жёлтая, и фиолетовая, и стальная, и чёрная до густоты невероятной… Фантастика! Это
ж ещё надо суметь на холсте изобразить.
АВ:
И пахнет морем… «Водою чуть затхлой», если по Александру Розенбауму! Нет, ну
на самом деле прохладой веет, прямо вот всем, чем можно, ощущаю…
ВЮ:
Так вот это-то главное и есть! Обратная связь. Не просто картинка, а ассоциации…
А у тебя вот они и вовсе - осязаемые и тактильные… Таким и должен быть художник -
тонким и восприимчивым.
АВ:
Хочется согласиться, но должен признаться, что многие снимки – случайные.
Только потом, когда их разглядываешь, начинаешь что-то видеть...
ВЮ:
Не постесняюсь повториться, вот это - главное и есть! Увидишь на картинке –
будешь и вокруг себя замечать. И будет просто-напросто интереснее жить. Согласен?
СТОП-КАДР 149
«ДВОРЫ. ДИАГОНАЛЬ»
Фото Александра Ваняшова
2009 год, Санкт-Петербург,
точный адрес не установлен
SONY DSC-Т10 6,33 мм f/5,6 1/200 c ISO 125
ВЮ:
Питерские Дворы – это у тебя стало уже классикой. Ещё с первых наших выставок
в Политехе помню. Графично! Вот о чём ты думаешь, когда на этот двор-колодец
смотришь? На провод этот, на пустые окна, на антенны?
АВ:
О свободе. Там - облака… Там - ветер, самолёты, птицы… А здесь – люди смотрят
друг на друга в окна. Годами! Или вообще - окна в стену…
ВЮ:
А я вот про науку думаю. Провода эти, что ли, навеивают? Про докторантов
вспоминаю... Не буду называть фамилии, чтобы никого не обидеть. Но четверо
отсеялось по разным причинам. Жалко. Людей толковых сейчас мало. Есть ещё пять-
шесть идей, которые легко потянут на докторские. А с кем работать? Один много не
наработаешь…
АВ:
Вспотеешь не один десяток раз, пока эту докторскую вымучаешь… Вот и мало
желающих.
ВЮ:
Это точно – неблагодарное занятие. Но только на первый взгляд! Не потопаешь –
не полопаешь. Вы вот молодцы с Бусаровым. Добили! Ты ведь знаешь Сергея?
АВ:
Хм… За соседним же столом сидит!
ВЮ:
Это я так, размяться... Если вдруг кто-то не знает героев в лицо, так надо же
познакомить! Есть одна фотка, на которой пойманная им ещё живая щука куда-то его
сильно посылает, а он пытается с ней поговорить. С рыбаками такое случается. Но
характер будущего доктора наук уже тогда чувствовался. Кому интересно – можно
посмотреть*.
АВ:
Согласен. Характер важен. А я как-то равнодушен к рыбалке… Может быть,
конечно, и в рыбе можно найти что-то такое прекрасное. Непередаваемое… Но меня
больше Питерские Дворы и Подворотни вдохновляют… В том числе и для научного
творчества!
ВЮ:
Я тебя прекрасно понимаю!
*Можно посмотреть в «Дневнике Декана» Тетрадь №2 по ссылке
СТОП-КАДР 150
«СТЕНА»
Фото Александра Ваняшова
2011 год, Санкт-Петербург, точное месторасположение не установлено
SONY DSC-Т10 6,33 мм f/5,6 1/100 c ISO 125
ВЮ:
Хочу немного про архитектуру поговорить. Из всех твоих стен выбрал именно эту. И знаешь почему? Есть повод и людей заодно обсудить! Радует вот этот «дымок» из
«трубы». Это ведь не просто весело и гениально. Радует творческое начало в тех питерских работягах, которые сносили этот дом. Возможно, это как-то отражает общий уровень образованности и культуры всего питерского населения. Культурная столица России! Не случайно!
АВ:
Да, это важная деталь! Похоже, что, когда этот дом сносили, строителей из Средней
Азии так массово ещё не завозили. Хотя… Какая разница, кому пришла в голову такая весёлая мысль. Молодцы, кто бы это не был!
ВЮ:
Ну и вообще… Это же явление — визуальная память о доме, которого уже нет!
Культурное явление, я бы даже сказал. Ты вот увековечил — наверняка войдёшь в историю…
АВ:
Я не претендую! Один советский юморист сказал в своё время: «Прежде, чем войти в историю, надо знать, как из неё выйти". Так что… Лучше давайте просто про стены.
ВЮ:
Так мы и так про стены… Удивительный арт-объект! Да что там говорить — самое настоящее архитектурное явление?! Ведь специально никто не придумывал, а как красиво получилось. Вроде и нет уже ничего. И вроде пока ещё есть… И мы можем придумать дом, который был на этом месте… И людей, которые в нём жили… И которые его строили… И которые его ломали!
АВ:
Полностью соглашусь. Никто специально не проектировал, а как эстетично!
Удивительная штука — архитектура… За Омск вот сильно переживаю — на Тарской
прямо рядом с церковью высотку строят! Потеряется церковь-то… Пивзавод у
метромоста и водонапорную башню на Гусарова, правда, сохранили. Ну, а высотку-то здесь — зачем? Нигде больше места не нашлось?!
ВЮ:
Это сложный вопрос… А пивзавод наш мне тоже нравится. В Питере таких
раритетов — на каждом шагу! Вон хотя бы «Арсенал» возьми…
АВ:
А напротив — «Кресты»… Но зачем же такие вот старые дома в Питере сносят?
Повсюду… Очень жалко. Исчезают, а всё же — история…
ВЮ:
Во-первых, не повсюду. Во-вторых, на всё деньги нужны. Дворцы вон удаётся в
приличном состоянии содержать, уже и за это спасибо. А дома… Ну что же, рано или
поздно все дома ветшают и разрушаются. После этого-то вон какая красота осталась! А
ты говоришь — исчезают… Кстати, это ведь, скорее всего, не дымоходная труба, а вентиляционная?
СТОП-КАДР 151
«ПАРКОВКА НА ГОРОХОВОЙ»
Фото Александра Ваняшова
2021 год, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 89/20, д/с №23
REDMI NOTE 8T 5,0 мм f/1,8 1/203 c ISO 125
ВЮ:
А вот эта — самая очумелая из всех твоих фотографий! Прямо в точку — Питер, зима, слякоть… «Парковка» с детскими колясками… Сразу хочется взяться за перо и соорудить какую-нибудь историю… Про Белкина! Оцени: «Зима выдалась и суровая, и слякотная, и в целом невезучая: лук пророс, картошка замёрзла, мясо на балконе растаяло… Отправили в командировку в Питер, а здесь — минус тридцать! Это при здешней-то влажности! Был уверен, что именно здесь и окочурюсь. А местные, молодёжь в основном, без шапок по улице ходят! Впечатление — на всю жизнь…"
АВ:
Узнаваемо…
ВЮ:
Это я так, не будем от темы отвлекаться. Но сюжет с колясками — сумасшедший. Очень трогательно. Хочу примазаться к авторству и оставить за собой название, которое в заголовке…
АВ:
Абсолютно не возражаю. Меня тоже эти коляски до слёз тронули. А на самом деле — обычная история. В Питере в центре такое часто можно увидеть. Детей — в садик, коляски — возле парадного, а сами — на работу до вечера… Всё — на бегу, особо никто не заморачивается…
ВЮ:
Они как бы брошенные. Но не брошенные… Потому что их много. Видно, что процесс организован. Но важны детали! Понятно, например, что коляски давно тут стоят — снегом припорошило. И погода слякотная — под ногами мокрый снег. Следы тоже мокрые… И видно, что скользко… Питер, одним словом! Ты бы вот ещё улицу эту поточнее вспомнил… Для истории тоже важно.
АВ:
С улицей проблема. Уже и не сплю, а вспомнить не могу А насчёт зимнего Питера… Зимой в Питере тоже красиво. И под Питером. Там и лыжня замечательная, в Токсово… И в Орехово… Да и в Зеленогорске!
ВЮ:
Согласен… Я вот что подумал. Какая всё же фотография — замечательная штука. Это ж не просто инструмент для визуального познавания нашей жизни… Или опознавания, кстати? Но и для узнавания человека, который увидел то, что тебя тоже волнует… Да ещё и сделал такую вот замечательную фотографию!
АВ:
Очень приятно, спасибо… Может быть, заглянем в наш подвальчик? Глядишь, и про улицу вспомнится…
ВЮ:
Поддерживаю! А пока что же, так и оставим — «Парковка на Гороховой»? Вспомним — поправим. Но так тоже неплохо звучит
P. S. Осталось буквально нажать на «ENTER», как вдруг приходит сообщение от
Александра (из Питера, не поверите!!): Лиговский проспект, 89/20, д/с № 23 (это на
улице Коломенской). Есть точный адрес! Но что-то я не очень рад… «Парковка на Гороховой" - звучит ведь намного художественнее? Предлагаю оставить заголовок. А
для искусствоведов и биографов и эту информацию сохраним… Так даже интереснее — есть интрига:).
СТОП-КАДР 152
«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»Фото Александра Ваняшова
2006 год, Санкт-Петербург, Невский проспект
NICON COOLPIXL1 8,5 мм f/3,2 1/125 c ISO 200
ВЮ:
Долго сомневался – оставить эту фотографию или нет… Я тоже люблю мокрую
мостовую фотографировать. С множеством цветных бликов и отражений. Особенно
сразу после дождя… Но вот тут… Этот мусор… Как-то не совсем эстетично. Но решил
оставить! Всё же Невский проспект – знаковое место в Питере… Это что за шествие?
АВ:
Это я на День Города попал... В Питере его в конце мая отмечают… Меня как раз
этот мусор и поразил… Насколько я люблю Питер, но вот такие вещи там часто
встречаются. Люди всё же - странные…
ВЮ:
Обиженные, я думаю. Если люди гадости делают, значит, они обиженные…
АВ:
На кого обиженные то? На себя?
ВЮ:
Это у каждого своё… Может быть, кого-то в детстве пацаны на улице пельменем
обзывали! Вот он на всех и обижен. Или просто не брали с собой в футбол играть или
на рыбалку…
АВ:
А по-моему – просто стадное чувство. Просто толпа. Один бросил, второй,
третий… И пошла цепная реакция…
ВЮ:
Может, и так. Я было подумал – времена сейчас трудные, вот и демонстрации... Но,
похоже, что тут другая история. Есть люди, которые ищут работу; есть - которые её
ждут… А вот эти, которые на демонстрации ходят – они чего-то ищут или ждут? По-
моему, это просто тусовка такая у них... Времяпрепровождение. Скучно, нечем
заняться…
АВ:
А я вот всё про банки эти пустые… Эти люди требуют работы? Да умоляю! Есть
такое модное словечко – «субкультура», слышали наверное? По-моему, эти банки и есть
обычная субкультура бескультурия… Эффект толпы. Толпа ходит, толпе нравится,
значит – субкультура. Питерская интеллегенция на такие массовки точно не ходит. Как
бы пафосно это ни звучало…
ВЮ:
Какой-то негатив у нас получается. Что будем делать? Оставим этот снимок? Или
всё же заменим на что-нибудь малость попозитивнее?
АВ:
Конечно, оставим. Всё равно он красивый. По-своему. И потом – это же на самом
деле всё так и было. Так что, пусть будет...
СТОП-КАДР 153
«КАНАЛ ГРИБОЕДОВА»
Фото Александра Ваняшова
2015 год, Санкт-Петербург, канал Грибоедова
SONY DSC-Т10 6,33 мм f/3,5 1/100 c ISO 640
ВЮ:
Послушай, ну вот эта твоя картинка меня поразила! Я просто остолбенел… Это
ведь где-то недалеко от Банковского мостика?
АВ:
Да, совсем недалеко. А что так впечатлило? Это - жизнь… У меня такая
фотография есть и в зимнем варианте. Часто тут прогуливаюсь…
ВЮ:
Жизнь, это точно. Но какой ракурс! Ты ведь помнишь мою фотографию
«Банковский мостик»? *
АВ:
Конечно. Там грифоны отражаются на крыше автомобиля? Я помню, Юрий
Николаевич прослезился, подумав, что это - картина маслом…
ВЮ:
Да! И мгновенно разочаровался, когда узнал, что это – фотография…
АВ:
По-моему, зря. Иной раз можно поспорить о том, что ценнее – фотография или
картина маслом…
ВЮ:
Согласен. Но я сейчас о другом. Понимаешь… Для меня Питер – это всегда о
высоком! Поэзия, архитектура, скульптура, фонтаны… А у тебя тут… Ещё раз скажу –
очень неожиданный ракурс. Поэтому, наверное, и интересный. У меня, понимаешь ли,
позолоченные грифоны, а у тебя – это… Ты сам-то в реку писал?
АВ:
Ну, а что делать? Зимой, бывало, натаскаешься по холоду, а все подворотни и
парадные заперты…. И не в каждое кафе или ресторан пустят! Если ничего не
заказывать…
ВЮ:
Снова - согласен. Это - жизнь. Всё самое интересное дарит нам суровая
действительность. А фотка в самом деле интересная. И красивая! Набережная, гранит…
Есть настроение, что-то от Блока…
АВ:
А мне кажется – от Маяковского…
*На «Банковский мостик» можно посмотреть в «Дневнике Декана» Тетрадь №2 по ссылке
СТОП-КАДР 154
«ПАРКИ И АЛЛЕИ. СКУЛЬПТУРА»
Фото Александра Ваняшова
2010 год, Санкт-Петербург
(г. Пушкин, парк «Царское село»)
SONY DSC-Т10 6,33 мм f/3,5 1/30 c ISO 320
ВЮ:
Первый вопрос по этой фотографии: это где ты обнаружил такую задумчивую
девушку? Похоже, что где-то в людном месте. Туристическом… Ты сам-то не потёр её на счастье?
АВ:
Нет, вообще не тёр. Это в «Царском селе». Так, случайный снимок на телефон. А почему именно эта картинка понравилась? У меня много чего другого есть про
питерские парки и скверы… Я ведь рассказывал про приключения в «катькином саду»?
ВЮ:
Да, помню. Но у меня почему-то именно по поводу этих потёртостей возникли
ассоциации, не поверишь. Я, к примеру, в Москве в метро на Бауманской при каждом удобном случае тру нос бронзовому пограничному псу. Или на Площади Революции какую-нибудь гранату, тоже бронзовую. Наверное, в этом и есть ментальное отличие наших двух столиц? В Москве — бронзовые партизаны и пограничники в метро, а в Питере — бронзовые девушки в парках?
АВ:
Не знаю. Мне и партизаны нравятся, и девушки. Просто люблю погулять по
красивым местам…
СТОП-КАДР 155
«ГОСТИНЫЙ ДВОР»
Фото Александра Ваняшова
2007 год, Санкт-Петербург, Невский проспект, Гостиный Двор
SONY DSC-Т10 9,61 мм f/5,6 1/125 c ISO 125
ВЮ:
Эпический сюжет. Прямо кожей чувствуешь, что Питер — это колыбель
революции… Я, конечно, понимаю, что для одних политика — это власть; для других — деньги; а для большинства — просто повод поматериться… Но вот эти бабушки? Это ведь у тебя не конец восьмидесятых, не СССР, а уже 2007-й, кажется?! Ты читал их плакаты? Что это вообще?..
АВ:
Они у Гостиного Двора часто митингуют. Я их тут подряд несколько лет видел. И сочувствующие у них тоже есть, между прочим…
ВЮ:
Я заметил!
АВ:
Просто активистки, клуб по интересам. Они ведь все — родом из СССР, из тех самых 1980-х. Менталитет такой у них, на демонстрации ходить…
ВЮ:
Или ностальгия? Это же не просто бабушки из СССР… Они тогда были молодые и востребованные. Может быть, в этом и весь секрет? А про менталитет тоже интересно! Знаешь, что отличало советского человека? Особенно ленинградцев? Образование и всеобщая начитанность! А это — качество мозгов, это — менталитет. Ты, к примеру, слышал что-нибудь про «Золотой список» Сухомлинова? Считалось, что это минимальный перечень шедевров мировой литературы, который должен прочитать более-менее образованный человек.
АВ:
Нет, не слышал. И про Сухомлинова не слышал. Я как раз под раздачу попал, в самые 80-е и 90-е. Не до книжек было. Анекдоты разные помню, были…
ВЮ:
С этим у нас всё нормально. Юмор и неубиваемый оптимизм — это наше всё. Водка и сигареты по талонам, новогодние календари для передовиков производства, гречка и сахар — мешками, непрерывный поиск приработка… Мои однокурсники из оборонки все ушли торговать помидорами, шторами, табуретками, мебельной фурнитурой… Кто — чем! Смешно? Кому повезло, устроились на хлебозавод…
АВ:
А я кроликов пытался разводить… И американских индеек. Или индюшек? Как
правильно?
ВЮ:
Ты же, вроде, про индоуток рассказывал? И про кроликов! Я помню, тоже
интересно… Но это отдельная история, мне кажется. Давай лучше к бабушкам
вернёмся. Ты сам-то к ним подходил? Общались о чём-нибудь?
АВ:
Конечно… Подходил… Спросил, как лучше добраться до Парка Сергиевка на
Ораниенбаумском шоссе… Понятно всё объяснили. Хорошие бабушки