ТЕТРАДЬ
№1
Тетрадь №1

СТОП-КАДР 1

«ПАУЧОК»


2013 год, Крым, Гаспра, мыс Ай-Тодор

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,2 1/160 c ISO 200

Наверное, и с Вами так не раз бывало - всё сошлось!..

Восьмилапый молчун выплел свою невидимую паутинку на проржавевшей кованой оградке заброшенного сада и ближе к полудню решил на неё выползти и немного погреться…

Человек с фотоаппаратом надумал спуститься

от гостиницы к морю по заросшей тропинке и уткнулся в эту самую оградку с шелушащимся от ржавчины надломанным завитком…

Набежали облака, спрятав тени и подарив нам звенящую июльскую тишину с невидимыми стрижами, нереально фиолетовыми цветами заросшего сада и маленьким серебряным паучком…

И хорошо, что не было дождя!..

И не зазвонил телефон!..

И никто не попросил закурить!..

СТОП-КАДР 4

«ПРОБЛЕМА НЕ В ТОМ,

ЧТО ВАМИ ХОТЯТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ»


2017 год, Новосибирск, Заельцовский парк

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 320

Проблема не в том, что Вами хотят пользоваться.

Проблема в том, что Вами хотят распоряжаться…

И, между нами говоря, этого лабрадора легко понять…

Но в нашем случае дело даже не в лабрадоре.
Всё дело — в магическом розовом треугольнике.
Обратили внимание? Как они нашли друг друга — этот неописуемо розовый язык, эти розовые носочки, кроссовки и бантик?!
Да очень просто.
«Это настоящая собака, мама!
Можно, я её поглажу?" - спросила девочка и с благосклонного разрешения пожилой хозяйки подошла к ней знакомиться…
Девочку зовут Василиса, а как зовут лабрадора — забыл спросить.

СТОП-КАДР 9

«ТРОПИНКА»


2010 год, Омск, ул. Красный Путь,
дендрарий аграрного университета

SONY DSC-S800 11,7 мм f/3,0 1/2000 c ISO 80

«С чего начинается Родина… С картинки в твоём букваре…».

Забытая, а для многих и вовсе неизвестная песня из советских времён.

В детстве часто её слышал в исполнении Марка Бернеса.

Слёзы наворачивались. А ещё он пел про журавлей…
«Летит, летит по небу клин усталый… И в том строю есть промежуток малый, быть может это место для меня…».
И про солдата, у которого убили всю семью… «И пил солдат, слеза катилась.
Слеза несбывшихся надежд. И на груди его светилась медаль за город Будапешт…".
От этих строк глаза тоже всегда
на мокром месте.
Очень давно это было. И вдруг — ШАМАН и тысячи молодых голосов над Невой:
«С чего начинается Родина…»

Хороший у нас народ… Прямо до слёз…

СТОП-КАДР 11

«КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ»


2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200

Контрольный выстрел — всегда либо в сердце, либо в голову…
Как смотрит! Непонятно, кто кого фотографирует.
Главное — выдержать первые несколько мгновений и не стушеваться.
В противном случае можно нарваться на весьма неприятный разговор.
С привлечением полиции)))). И даже лишиться столь удачного кадра… А, может быть, дама и не против?

Понятно, что с её жизненным багажом она про меня всё знает с первого взгляда.

Абсолютно всё. И даже немного больше…
Тогда почему медлит? Да просто оценивает, как меня лучше проглотить — под чесночным соусом или с кетчупом…
И не дай бог, если она — одинокая писательница…
Как и у каждого из нас, у меня тоже имеется сравнительно небольшой физиогномический опыт. И что же мы видим?
Несмотря на некоторую сухость и строгость, глаза у этой женщины в общем-то добрые и одинокие. Спору нет: никогда ни о чём не стоит сожалеть. Но время никак не хочет останавливаться!
И вместе с привлекательностью уходит куда-то и всё остальное.
И некому уже ничего доказывать… Но всё ещё хочется быть востребованной…

Хотя бы просто поболтать… Тогда, может быть, по чашечке кофе? Здесь за углом уютное местечко, и совсем недалеко…

СТОП-КАДР 7

«НАД ПАРИЖЕМ»


2010 год, Омск, городок Нефтяников,
Школьный переулок

SONY DSC-S800 7,8 мм f/2,8 1/400 c ISO 100

«Я так вижу…» — чуть отстранённо изрёк художник — абстракционист.

И мы вместе с ним пытаемся угадать в розовом ночном тумане силуэт Эйфелевой башни… И в каждом на зависть раскрепощённом, свободном движении кисти ощущаем дыхание Монмартра…

Меня на полном серьёзе спрашивали: «А Вы правда были в Париже?».
Нет, я никогда не был в Париже, о чём сожалею.
И на снимке, конечно, не Париж, а всего лишь непрокрашенная ржавая стена старого гаража.
Но как вдохновляет, согласитесь!
Старый гараж до сих пор стоит на своём месте — на соседней улице возле школьного забора.

Но мой Париж, увы, уже закрасили просроченной оранжевой эмалью.

СТОП-КАДР 2

«ПУТЬ САМУРАЯ или КОЛПАЧОК ОТ ВЕЛОСИПЕДНОГО ЗВОНКА»


2013 год, Омск, улица Химиков

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 250

«Вперёд, сынок!.. Мама всегда поддержит тебя…», —

ведь это и есть основная идея снимка? И вполне отражает его содержание: молодая мамочка в интересном положении вовсю бежит за трёхлетним сыном и бережно подталкивает его, и бережно подталкивает его, помогая на велосипеде преодолеть небольшой подъём……

Тогда так и назовём: «Вперёд, сынок!..»?

Но в этом случае наш читатель лишь улыбнётся и, одобрительно кивнув, тут же перелистнёт страницу…
С чем автор категорически не согласен.
А что, если название будет не столь очевидным?
Например, «колпачок от велосипедного звонка»?
Тогда к тому моменту, когда он обнаружит этот самый колпачок в руке главной героини, то успеет разглядеть и её шестимесячный животик, и выкрашенный серебрянкой шкаф городской телефонной компании, и непередаваемые эмоции ребёнка, и заросли крапивы под боярышником… Возможно, что-то ещё для себя отметит…

И только после этого перелистнёт страницу…

СТОП-КАДР 16

«ЗОЛОТО ИСПАНИИ»


2009 год, Испания, Каталония, Льорет-де-Мар

SONY DSC-S800 7,8 мм f/6,5 1/320 c ISO 100

Говорят, что самое красивое море — на Кубе … Не буду спорить. Тем более, что на это есть авторитетное мнение Хэмингуэя.
А Вы бывали на пляжах Льорет-де-Мар, что неподалёку от Барселоны? После нашего пусть родного, но, будем откровенны, довольно-таки скупого сибирского солнышка, каталонская вакханалия обезоруживает! Ленивое море, ласковый бриз… Неподдающийся восхищению невозможно чистый крупный песок на пляже, который абсолютно не прилипает к мокрой заднице, но приятно массирует босые ступни…

И если не увлекаться местным вином, которого здесь в изобилии и без каких-либо ограничений, то можно много чего замечательного для себя открыть…

Вот как-то выхожу после купания из моря, посмотрел случайно себе под ноги… И увидел вот это!!! Непроизвольно всплыли в памяти легенды про затопленные английскими пиратами испанские галеоны с ацтекским золотом.

А эта мозаика из разноцветных камушков — то ли ожерелье для русалочки, приплывающей сюда погреться из соседней Франции… То ли это реплика вымощенной вечным камнем дороги для римских легионеров…

А эти щедрые, завершающие творение неведомого художника, лепестки сусального золота, повторяющие лёгкое волнение моря… Атмосфера полного, абсолютного раскрепощения…
Не это ли обязательное условие рождения гениальных творений Гауди, Пикассо, Миро и Дали? Не устану повторять: никогда не забывайте захватить в дорогу фотоаппарат!

Кстати, этот снимок сделан обычной японской «мыльницей», умещающейся в ладони и не занимающей много места в чемодане.

СТОП-КАДР 13

«КАЧЕЛИ»


2011 год, Омск, улица Химиков,
сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»

SONY DSLR-А850 35 мм f/4,5 1/60 c ISO 200

Вскоре после того, как был сделан этот немного грустный осенний снимок, муниципальные рабочие срезали болгаркой старые скрипучие качели, карусель и ржавый гимнастический турник, а рядом соорудили новенькую игровую площадку с горкой для малышей.

Правда, уже без качелей, каруселей и турников.

Уверен, что так решили невидимые невооружённым глазом столоначальники, канцелярские сержанты и маршалы.

Нет качелей — нет травматизма, нет подростков, нет проблем.

Каждая, пусть даже самая мелкая чиновничья душонка, обязательно придумает свои правила, делающие её жизнь более спокойной и комфортной. Между тем, даже в Библии очень деликатно изложены лишь основные рекомендации.

И люди в большинстве своём живут по своим неписанным правилам, позволяющим кому-то кататься с детских горок, кому-то качаться на качелях и кружить на каруселях, а кому-то воспарить и озаботиться о судьбах человечества… или отдельно взятого микрорайона. Что поделать — в каждом микрорайоне, в каждой деревне всегда найдётся свой маленький Муссолини…

СТОП-КАДР 24

«ИНЖЕНЕР»


2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200

Вплоть до самоого выпускного класса я мечтал стать архитектором. Даже когда в комсомол принимали, то строго спросили: «А кем ты мечтаешь стать?» И когда я ответил, что хочу стать архитектором, то меня сразу приняли в комсомол.

Единогласно… Но в последнее школьное лето мама повезла нас с сестрой позагорать на море. И в случайном разговоре на пляже с профессором из новосибирского архитектурно-строительного института вдруг совершенно неожиданно выяснилось: чтобы поступить учиться на архитектора, надо сдать ещё и вступительный творческий экзамен по рисунку. Я, надо отметить, рисовал неплохие карикатуры в школьную стенгазету. Но в художественной школе никогда не учился. И профессор из Новосибирска сказал, что шансов у меня практически нет. Поэтому мне стало немного всё равно.

А перед Новым годом нас, человек 12 из тех, кто учился поприличнее, пригласила к себе директор школы и предложила встретиться с деканом «ракетного» факультета омского политеха.

Декан встретил нас очень дружелюбно, привел в какую-то затемнённую лабораторию, заставленную множеством таинственных приборов с фосфорными светящимися циферблатами и стрелками… И два часа рассказывал про космос, оборонный щит страны и безграничные перспективы молодых, умных и талантливых… Удивительное дело — все 12 человек следующим летом подали документы именно на этот факультет.

Так я стал инженером. И нисколько не жалею. Инженерное дело — та же архитектура. Только объект твоей разработки не фонтан, не дворец детского творчества и не коттедж, а ракета, автомобиль, станок или компрессор.

В обоих случаях ключ к успеху — увлечённость, техническая грамотность и творческое воображение, умение самостоятельно принимать решения и работать в коллективе, безграничная фантазия и способность вовремя притормозить… Не сильно преувеличу, если замечу, что за инженеров всегда боролись и продолжают соперничать ведущие мировые корпорации и даже страны. Скромно замечу: не за бухгалтеров, не за продавцов, не за юристов, не за экономистов, не за киноартистов, не за писателей, даже не за зубных врачей и не за депутатов! За инженеров!

Хороший инженер без работы никогда не останется.

Так что всем советую…

СТОП-КАДР 15

«ОСЕННИЙ ЭТЮД»


2015 год, Омск, Воскресенский сквер

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,2 1/200 c ISO 200

Когда ты проходил по особо тяжкой статье, то условный приговор воспринимается как оправдательный… И так хочется посидеть
на солнышке с банкой холодного пивка… Поболтать с кем-нибудь
о дроздах, которые в этом году повыгоняли из города воробьёв;
о стрижах, расчертивших небо над театральным сквериком;

о том, что скоро опять зима…

Так хочется вспомнить капризную осень, листопад, ступеньки на набережной… И другую осень, такую же капризную и дождливую… Почему про осень? Наверное, потому что лето заканчивается…
Вот вроде и осталось не так уж много… И уже почти всё стало понятно… И можно наслаждаться самыми простыми вещами…
Но что-то тут не так!
А не прогуляться ли, братцы? С фотокамерой!
Будет повод подойти к очаровательной незнакомке, рассыпаться
в комплиментах, поболтать за чашечкой кофе и подарить ей

на память букет осенних листьев…

СТОП-КАДР 12

«ВСЕОБЩАЯ МОНЕТИЗАЦИЯ»


2012 год, Омск, фонтан в сквере Дзержинского

SONY DSLR-A850 50 мм f/6,3 1/250 c ISO 200

Вам эта забавная картинка не напомнила сказку про Буратино?.. Золотые сольдо для Папы Карло?..
Ничего предосудительного нет в том, что наши дети с раннего возраста приучены к деньгам.
Испокон веков деньги — мерило благополучия, жизненного успеха и перспективы.

Но при любой избыточности появляются проблемы.

Физическое совершенство и здоровье, способность восприятия красоты окружающего нас мира, умение учиться на чужом опыте, желание делать добро, готовность встать на сторону справедливости… Многое из того, что ещё не так давно считалось мерилом человеческого достоинства и совершенства, сначала незаметно терялось, а теперь уже даже и исчезает.
Вечный вопрос — кто виноват: парад планет, школа, мобильный телефон или неизвестные взрослые дяди?..
Ответа нет и не может быть. Но можно начать с малого:
вместе с ребёнком сделать зарядку, ещё раз полистать книжку
про Буратино, купить по мороженому и пойти в парк попинать мяч.

И тогда, может быть, не придётся решать, сколько ж надо приплачивать ему за пятёрки по русскому, английскому, математике и физкультуре…

СТОП-КАДР 35

«Я ВСЁ СЛЫШУ, РЕБЯТА. СПАСИБО, ЧТО ПРИШЛИ»


2010 год, Омская область, село Красноярка

SONY DSC-S800 11,7 мм f/3,0 1/640 c ISO 100

Я всё слышу, ребята. Спасибо, что пришли…
Во что переселяются наши души? В кошек, рыб и птиц, как утверждают индусы? Так может быть именно в этом вот прошлогоднем осиновом листке — душа Витьки Шмакова?
Кто-то не помнит, что было в России в конце 80-х — самом начале 90-х? В те годы у нас в политехе студентам продавали в буфете пиво, в туалетах валялись одноразовые шприцы, а курильщикам выдавали по 2,7 (две целых и семь десятых) пачки сигарет «Астра». Понятно, что в списки записывались и все некурящие, чтобы потом можно было менять сигареты на продукты. Почему по 2,7? Ну, так разделилось. Кому не хватало — крутили «козьи ноги» с махоркой. Чуть позже стали выдавать талоны на водку. А чуть раньше до этого в магазинах исчезли мыло и стиральный порошок. А в Ленинграде в те годы бабульки продавали бычки на улице — по три рубля за половину трёхлитровой банки.

Поясню на всякий случай, что бычки в нашем случае — не рыба, а сигаретные окурки. И продавали самодельные пельмени с начинкой непонятного происхождения. Кто посмотрел фильм «Брат» — поймёт общую обстановку. Народ выживал как мог и потихоньку начинал забывать про человеческие принципы и мораль.


А мой одноклассник, капитан милиции Витька Шмаков никогда про них не забывал. Прибыв на дежурном УАЗе по тревожному вызову, чтобы утихомирить вооружённого алкаша, терроризирующего семью и соседей, Витька поднялся в квартиру к дебоширу и попытался того уговорить и успокоиться. Хотел дать шанс. Он не послал вперёд себя своих подчинённых, не применил табельное оружие, а искренне хотел помочь человеку. Он и в школе всегда такой был. Добрый и справедливый. Но обезумевший выродок в упор разрядил двустволку, не оставив ему не единого шанса.

После той трагедии мы с одноклассниками лет десять навещали скромную могилку на Северном кладбище. Потом всё само собой успокоилось, стало забываться. Позже я как-то собрался и заехал Витьку проведать. Но, как ни старался, камень с его фотографией среди сотен заросших буйной травой крестов и звёздочек не нашёл.

Может быть и правда в этом прозрачном осиновом листке обитает теперь душа Витьки Шмакова? Тогда пусть он услышит, что о нём помнят…

© Владимир Юша - фото, текст
Made on
Tilda