СТОП-КАДР 3
«ОНА КУРНОСАЯ И Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ»
2017 год, Омск, проспект Мира,
Технический университет
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 400
«Бабий зрачок — что паучок», — написал в своё время один француз. Сказать откровенно: многие из наших уже всё больше по пабам, чем по бабам. А кого-то и вовсе на скорой в прединфарктном состоянии… И хотя краски жизни вроде уже не те, всё равно больно, когда тебя списали и уже не скрывают этого. Но не всё потеряно, друзья!
Иногда вдруг замечаешь, что не все женщины считают тебя токсичным.
Есть и такие, которые и сами не сдаются, и могут вернуть к жизни кого угодно. Быть востребованной, несмотря на годы и обстоятельства — это от бога, что ни говори…
Недавно услышал смешной анекдот (не помню в каком фильме; помню только, что с Робертом де Ниро).
В двух словах: «одну несчастную каждую ночь посещал демон и безжалостно насиловал до самого утра… она не выдержала, и обратилась к духовнику, чтобы тот изгнал этого демона… тот изгнал… через пару месяцев она снова обратилась к духовнику: а нельзя ли сделать так, чтобы этот демон вернулся, но приходил только раз в неделю…". Оскудели краски жизни?
Что-то уходит? Конечно… Но ещё столько всего вокруг! Стоит только заглянуть в эти лукавые глаза…
СТОП-КАДР 42
«НА ЗАИМКЕ»
Ничего вокруг нет. Ни забот, ни суеты, ни телефона… Ничего…
Кроме заросшего луга, болотца, облаков, иртышского редколесья…
Есть ощущение детства. И совсем неважно, сколько тебе сейчас на самом деле. Есть ощущение, что вся предыдущая жизнь — лишь предисловие. И всё самое главное — ещё впереди…
Городскому жителю, на бегу допивающему утренний кофе, трудно размышлять о Мироздании… О Малой Родине… О Смыслах… Сильно повезёт, если вдруг кто-нибудь вытащит на заимку возле полузабытой деревеньки с удивлёнными гусями на обочине. Тут можно выйти за околицу и послушать ветер в поле, вечерком погреться в баньке, а на рассвете спросить у мурлыки: «Как ночная охота, старина?..»
СТОП-КАДР 72
«МОДЕЛЬ»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 400
Человек — самое несовершенное из живых существ. Запутался в собственном лукавстве и красных флажках. Иной раз кажется, что дурман уже не отпустит…
Но жизнь подарила нам промежуточные финиши и старты, и у каждого есть шанс на перезагрузку.
Не призываю всё бросить и тут же заняться переосмыслением. Дело тонкое. Кому-то для откровения нужно в храм, а кому-то достаточно просто посидеть на скамейке и понаблюдать… Только не надо при этом пихаться локтями: «Да отстаньте! Не видите — я в другом измерении!»
Просто тихо посидеть и понаблюдать… Ведь что-то же происходит в параллельном мире?
А в параллельном мире вот что происходит: люди гуляют, глазеют друг на друга, торгуют косметикой, варят кофе, делают модный маникюр, стригут «под мальчика»…
Слышите, как гулко стучит сердце у этой девочки: «Ой, мамочка! Неужели я — модель?!»
А вот кто-то раскурил толстенную сигару. Не курю. Но, боже, какой аромат!
И пиво здесь сегодня очень неплохое…
СТОП-КАДР 14
«ЗАВТРА В ШКОЛУ»
2010 год, Омск, улица Химиков,
сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»
SONY DSC-S800 19,5 мм f/3,4 1/250 c ISO 80
Неужели завтра в школу? Да что ж такое…
Среди неисчислимых туманностей, чёрных дыр и звёзд; среди триллионов живых существ; среди миллиардов взрослых и детей всегда найдётся хотя бы один восьмилетний ребёнок — таинственный автор маленького шедевра на асфальте. Я почему-то уверен, что это ажурное солнышко зовут Маша… Или Катя…
Но неужели эта улыбка означает всего лишь «Прощай, лето, скоро в школу?» Неужели пройдёт дождь — и её не будет? Неужели всё так просто и несправедливо…
Рот до ушей… Румянец на щеках… Всё точно — до мелочей… Наверняка это не просто «SOS: не хотим в школу!» Наверняка отражение этой нарисованной мелками детской рожицы уже бороздит просторы соседних галактик…
В немыслимо далёком двадцатом веке польский фантаст и мыслитель Станислав Лем писал: «Мир не справедлив, ибо: в нём легче уничтожать, чем творить; легче мучить, чем осчастливить; легче погубить, чем спасти; легче убить, чем оживить».
Возможно, что этот детский рисунок на асфальте — наш сигнал во вселенную как раз об этом? Или это сигнал нам?
Тем, кто скоро пойдёт в школу; тем, кто школу давно закончил… Или просто повод хотя бы на секунду остановиться и ответить улыбкой на улыбку… Ведь уже завтра пойдут осенние дожди…
Кстати, если наши или чьи-то ещё братья по разуму с Альфа — Центавры ещё не получили этот сигнал, то мы готовы презентовать…
СТОП-КАДР 86
«ТРИ СОРОКИ»
2021 год, Омск, проспект Мира, 11
SONY DSС-S800 135 мм f/3,5 1/200 c ISO 200
Кто-то любит попугаев и павлинов, кто-то — орлов и лебедей, а кому-то по душе вороны, дрозды, сороки… Особенно сороки! Ведь нам с младенчества знакомо: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…» Поэтому, если главный человек — это всегда мама, то главная птица — это, конечно, сорока.
Ну, сорока и сорока. Хитрая, любопытная, вороватая… Привычная, как те же кошки, воробьи или собаки.
Но вот как-то сел полистать альбом Брейгеля. Помните пролетающую над замёрзшим прудом сороку? Да она просто красавица! Самая красивая птица. Особенно зимой, на снегу. Графична!!!
Не помню, чтобы сороки летали стаями. Или просто никогда внимания не обращал.
А тут — сразу три! Нахохлились на голых ветках. Сплетничают, погоду обсуждают, планы строят… А, может быть, ничего и не обсуждают. Просто озябли…
СТОП-КАДР 6
«ДИЛЕТАНТ»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 320
Дилетант — хорошее слово.
Дилетант занимается любимым делом и не заботится о том, как на нём заработать.
Дилетант не стесняется вновь и вновь удивляться удачному кадру.
Дилетант в своей детской увлечённости, наивности и непосредственности по-настоящему счастлив.
Дилетант ни на кого не оглядывается и делает то, что ему нравится.
И если дилетант не графоман (в «фотографическом» смысле)))), то рано или поздно мы восхитимся его искреннему и неожиданному взгляду на окружающий мир.
Взгляду настоящего дилетанта.
СТОП-КАДР 20
«РЯБИНА»
SONY DSC-S800 7,8 мм f/6,5 1/320 c ISO 100
Моё детство прошло в Омске, в Городке Водников на прибрежной улочке с гордым именем «1-я Затонская». На неё можно было свернуть с большой магистральной улицы Красный Путь, по которой носились легковушки и грузовички, ходили автобусы и троллейбусы. В конце нашей улочки начинался затон судоремонтного завода с огромными кранами и пароходами. Если обойти его левее, то можно было попасть на Зелёный Остров и покупаться в Иртыше. Мы жили недалеко от затона в коммунальной квартире на первом этаже с окнами, выходящими во двор, прямо на деревянные сараи, закреплённые за жильцами. Наш сосед по квартире разрешил нам пользоваться этой совместной недвижимостью, и папа хранил там свой новёхонький мотовелосипед. Эта техника ни разу сама не ездила, потому что в двигателе не хватало какой-то детали. Запчасти же в то время негде было достать. Зато в соседнем сарае жили кролики в клетках, которые постоянно что-то жевали и нюхали палец, если его просунуть в отверстие проволочной решётки. А в апреле по нашей улице вниз к затону потоками неслись ручьи, мы пускали по ним кораблики со спичечными мачтами и обстреливали их старыми сосновыми шишками.
На другой стороне Красного Пути расположились два озерка, на которые летом прилетали настоящие лебеди. Мы с мамой кормили их мякишем от батона. На этом же озерке я впервые самостоятельно поймал вполне приличного жёлтого карася. Ощущая себя кормильцем, я с гордостью принёс ещё живую рыбину домой и выпустил её в ванну с водой. Когда мама пришла с работы, я попросил поджарить на ужин рыбу с луком и картошкой. Мама меня очень похвалила. И хвалила весь следующий день. Но когда я напомнил о жареном карасе, она призналась, что ей стало его жалко и она отпустила его на волю. Она спустила карася в унитаз! Это было сильное детское потрясение…
Современный Городок Водников не узнать. Повсюду многоэтажная жилая застройка. И Красный Путь стал намного шире. В двухэтажном доме, где мы жили, разместился суд.
Лебеди на озерки давно не прилетают, зато прилетают дикие утки. А вокруг разбит уютный скверик с памятником революционерам, расстрелянным здесь белогвардейцами во время гражданской войны.
Но слава богу, что в городе с миллионным населением ещё остался так называемый частный сектор, зачастую поражающий гостей Омска своими масштабами. Что ни говори, а горожанину необходимо хотя бы изредка развеяться, отдохнуть от суеты. Чаще всего я люблю побродить в старом Городке Нефтяников. Здесь можно задержаться на пересечении Школьного переулка с переулком Строителей, полюбоваться забытой летней печкой под голой рябиной, греющимся на мартовском солнышке забором и ожидающими команды Бабы Яги заколдованными вётлами с безумно разметавшимися голыми ветвями…
СТОП-КАДР 17
«НЕЗНАКОМКА»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 320
С определённого момента каждый начинает понимать, что люди живут по неписанным законам, а государство управляет людьми по написанным, им же придуманным законам. И эти законы практически никогда не совпадают… Многие из нас, в дополнение к этому хаосу, придумывают свои персональные законы. И называют их принципами.
Принципы бывают разными. И подчас они настолько мелкие, что становится очевидным: этот — принцип ради принципа, а этот — просто глупость. Что почти одно и тоже. Ну вот надо человечку, чтобы был у него собственный принцип! И хоть ты что с ним делай…
Вот как на этом снимке, например: слева — субъект с принципами, частично даже материализованными и визуализированными! Но когда замечаешь в глубине кофейни библейский образ Незнакомки… Сразу забываешь про того, что слева, про людей с принципами и вообще про принципы… Случайный кадр лишний раз убеждает, что в жизни всё вполне условно и совместимо…
Но главное, конечно — ниспосланный удачливому фотографу образ Незнакомки с ликом святой. Он уже не даст сумасшедшему художнику покоя. Для него сейчас важно только одно: оторваться от суеты, всё бросить и написать её портрет маслом на деревянной доске… Который может быть когда-нибудь кто-нибудь назовёт иконой.
СТОП-КАДР 25
«ПУТЬ САМУРАЯ
или ЭКВИЛИБР»
2020 год, Омск, улица Химиков,
сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»
SONY DSLR-A850 22 мм f/9,0 1/100 c ISO 200
В моём детстве воспитанием занимались и семья, и государство. Конечно, не так жёстко, как у древних. Но тем не менее, даже в городской семье дети сажали, пололи, окучивали и копали картошку. Домашняя приборка, сходить в магазин за продуктами, — это обычные обязанности мальчика с 6 — 8 лет, потому что родители — на работе. Все вместе крошили капусту на засолку, лепили пельмени и закручивали банки с помидорами… А селёдку для гостей я разделывал лучше отца… Конечно, в благоустроенной квартире затруднительным обучить столярному и слесарному делу… Но тут выручала школа. У нас были настоящие уроки труда: мы сами делали стальные молотки с деревянной рукояткой, табуретки, сверлили на станке, строгали рубанком, шили и клеили для мам к 8 марта игольницы — божьи коровки на бумажном берёзовом листике…
Мы чуть ли не с завязанными глазами разбирали и собирали автомат Калашникова, стреляли в тире и ездили летом в трудовой лагерь делать кирпичи…
Во дворе под командованием дворничихи приводили весной двор в порядок, поливали летом цветы, сажали саженцы рябины, красили известью деревья и забор… А за соседним домом в зарослях боярышника наливали воду в стеклянную бутылку с карбидом, плотно затыкали горлышко резиновой пробкой и ждали, что будет дальше.
Не пробовали? Советую попробовать, только поаккуратнее…
Сейчас, похоже, только во дворе и познаётся самурайская наука становления личности. Абсолютно спонтанно, без педагогов и кураторов, не во всех дворах, да и не у всех получается… Но путь только один: самостоятельно, шаг за шагом, зарабатывая синяки и ссадины, под смех и издёвки пацанов из параллельного класса…
Так что, смелей, парень… Лиха беда начало!
СТОП-КАДР 30
«ПУТЬ САМУРАЯ
или В ПОИСКАХ ИСТИНЫ»
2019 год, Лондон, Pab Champion: Beer, Glorious Beer
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/13 c ISO 800
Из достоверных источников известно, что женщину привлекает исключительно состоявшийся, решительный и уверенный в себе мужчина, способный на поступок и снисходительный к чужим ошибкам и слабостям, способный решать проблемы и закрывать глаза на капризы и маленькие тайны… Список известен, и он огромен!
Но если человек не отвечает твоим критериям — это вовсе не значит, что он дерьмо, лох, тряпка и тому подобное… Список известен, и он огромен!
Конечно, если женщина хочет от своего мужчины, чтобы и цветы в дом, и подарки, и билеты в театр, и картошку почистить, и в магазин сбегать, и секс по её настроению — это вполне объяснимо. Список известен, и он огромен!
Необъяснимо, когда она при этом забывает поинтересоваться: успел ли он утром выпить таблетку от простуды и что ему ответили в отделе кадров …
При этом каждый мужчина всё равно стремится… Каждый мужчина прекрасно понимает, что даже самые правильные слова остаются лишь словами. Да, далеко не каждому жизнь даёт возможность совершать поступки. Но это не значит, что человек сдался и не ищет свой шанс. Да, далеко не у каждого есть возможность посоветоваться с богом. Но это не значит, что человек сдался и не верит, не ждёт откровения…
Только вот место для такого откровения должно быть у каждого своё, намоленное. Список известен…
СТОП-КАДР 28
«ПУТЬ САМУРАЯ
или ТЕСТ-ДРАЙВ»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
Ну что сказать, чтобы не обидеть… От таких дураков бабы не рожают. Ну неужели непонятно, что людям не любовь нужна, а лишь её проявление. Так ведь не всякое ж ещё и устроит!!!
Вот тоже вроде и не дурак стоит. Правда, обвешан с ног до головы авоськами и сумочками… Ждёт. Немного нервничает… Может, зря так старается? Ведь список желаемых проявлений бесконечен! И ты хоть на Коньке-Горбунке день и ночь скакать будешь — список этот не исчерпается. Хотя… Недурак — это ведь особая категория. Позволю себе вспомнить небольшую вещицу по этому поводу. Итак, «Недурак» (сценка в офисе):
«…Дверь захлопнулась, и мы переглянулись.
— Ну? — спросил он меня.
— Что?
— Что скажешь?
— А что я должен тебе сказать?
— Как он тебе? Какое первое впечатление?
— Трудно так сразу, — пожал я плечами. — Вроде не дурак.
— Ну и? — снова спросил он.
— Что?
— Что дальше будем делать?
— А что, собственно, мы должны делать? — не понял его.
— Ты же сам только что сказал, что он вроде не дурак.
— Ну и?..
— Раз не дурак, значит, надо что-то делать. Какое-то решение принимать.
— Какое решение? — снова не понял я.
Он соскочил со стула и забегал по кабинету.
— Да как же ты не понимаешь! Человек же ждёт…
— А разве я ему что-то обещал? Ну, не дурак. Согласен. Дальше-то что?
Он остановился как вкопанный и в упор посмотрел на меня.
— Послушай, так дело не пойдёт… Мы вчера с тобой по телефону о ком говорили? — снова начал он.
— Да вроде бы о нём.
— Я его к тебе привёл? Привёл. Ты на него посмотрел? Посмотрел. Ну и?..
— Вроде не дурак.
— Ну! Вот видишь! Теперь надо что-то делать с парнем.
Я внимательно наблюдал за его бегающими глазами.
— Он тебе что, родственник? — спросил я.
— С чего ты взял?
— А почему ты так за него хлопочешь?
— Так ведь хороший же парень! Да и не дурак…
— Не дурак, согласен.
— Ну так что, берёшь?
— Кого?
— Его, конечно.
— А почему я его должен брать, скажи пожалуйста?
— Так ведь не дурак! Ты же сам видел!
— И что?
— Как что! Разве этого мало?
— Что не дурак?
— Ну да.
— А ты считаешь, что этого достаточно?
— По нынешним временам — вполне!
— Гм-м… НЕДУРАК, говоришь, — пробормотал я.
— Ну, вот! Давно бы так! — по-своему понял он меня. — Пойду, обрадую парня.
— Что недурак?
Мы переглянулись.
В дверь постучали…"
И это пока лучшее из того, что я могу сказать по этой теме.
СТОП-КАДР 18
«ДОЖДЬ, РОЛИКИ И НАСТЯ»
2017 год, Омск, улица Химиков,
сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 640
Но на этот раз мне повезло. Ливень вовсю, сердитый мужик в куртке, огромные пузыри по асфальту и незнакомка на роликах… Насквозь мокрая и абсолютно счастливая! Незнакомку звали Настя, и она оказалась отличной девчонкой. Мы легко договорились, и она согласилась побыть моделью и ещё разок прокатиться под дождём. Я потом отправил ей этот снимок, как и пообещал. Надеюсь, что понравился…