СТОП-КАДР 5
«БАНКОВСКИЙ МОСТИК»
(из цикла БЕЛЫЕ НОЧИ)
2009 год, Санкт-Петербург,
канал Грибоедова, Банковский мостик
SONY DSC-S800 7,8 мм f/2,8 1/50 c ISO 80
Понятно, что все мы вышли из воды и состоим, в основном, тоже из воды… Но неужели наша генетическая история как-то влияет на наше художественное восприятие картин, фотографий, кинофильмов и других изображений? И не только плоских! Фонтаны, например. Это ведь тоже объёмное изображение? Скульптура или некий архитектурный объект, дополненные движением воды. Трудно не согласиться, что вода во всех случаях визуально оживляет, смещает акценты, создаёт настроение…
И в удачном снимке воды бывает много в самом прямом смысле! Или: «…воды много не бывает…»? Как правильно? Впрочем, сейчас это и не важно…
Вот, к примеру, «Банковский мостик». Не могу налюбоваться)))). А ведь, казалось бы… Просто Питер… Просто летний вечер и прошёл дождь… Просто Лев с Золотыми Крыльями и его отражение на мокрой крыше припаркованного автомобиля… Картина маслом, как говорил подполковник Гоцман…
СТОП-КАДР 37
«МОЙ ПЕТЕРБУРГ.
БЕЛЫЕ НОЧИ»
Больше сорока лет я знаком с нашей Северной столицей. Сначала с Ленинградом, потом уже с Санкт-Петербургом. Изменив своё имя, этот город сохранил свою суть. В этом городе вокруг нас великая музыка, великая поэзия, великое страдание, великое терпение, великая история. И человеческая память – то немногое, что нас объединяет. И этот город – наша живая память и душа.
Без сомнения, у каждого – свой Петербург: парящий Пушкин на Театральной площади, Русский музей и Музей Фаберже, Дворцовая набережная, Мойка и Фонтанка, балет в Мариинском и мороженое в «катькином» саду… Или просто - тихие улочки и дворы. Без привычных шпилей, разводных мостов и Авроры.
Как у каждого человека может быть несколько портретов, так и у каждого города. У меня есть несколько неплохих, на мой взгляд, фотографий Петербурга.
Но для его портрета одной явно недостаточно. Насколько удачным снимком может показаться «Банковский мостик» (см. СТОП-КАДР №5), но всё равно это ещё не портрет великого и загадочного города.
А такая вот эта небольшая подборка – уже портрет. Портрет моего Петербурга: Дворец Марли, На Гороховой, Банковский мостик.
СТОП-КАДР 26
«ПУТЬ САМУРАЯ или ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
2020 год, Омск, проспект Культуры, гимназия №84
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,8 1/320 c ISO 200
В отличие от многих моих друзей, школа не была для меня пыткой. Я никогда не задумывался, нужна школа или не нужна. Воспринимал её как данность, не подлежащую обсуждению. Конечно, иногда даже ребёнком, а уж тем более подростком, возникали сомнения, незаметно подтачивающие авторитет отдельных учителей и школы в целом. Не забуду, например, как к нам прислали женщину-инспектора из РОНО вести уроки по литературе. В очень толстых очках.
Наверное, уже тогда учителей не хватало. Она даже и не инспектор была, а чуть ли не начальник отдела.
Так себе литераторша. Скучновато. Просто натаскивала нас к выпускным экзаменам. И вдруг неожиданно для всех задала нам на дом прочитать «Маленького принца». Я его за одну ночь прочитал от корки до корки. Меня тронула эта история, так что я заодно ещё и «Ночной полёт» прочитал. Хороший писатель — Антуан де Сент-Экзепюри. Жалко, что фашисты сбили его самолёт над морем. Свою замечательную сказку он написал незадолго до гибели, кажется, в 1943 или 1942 году. А первый атомный взрыв на полигоне, как известно, был произведён в 1945 году. И в этом же году первую атомную бомбу сбросили на Хиросиму. До этого все работы над атомной бомбой велись в режиме «совершенно секретно». Чуть ниже скажу, причём тут атомная бомба.
Когда начался очередной урок по литературе, учительница, как принято, поинтересовалась, все ли прочитали «Маленького принца» и что запомнили. Все, как обычно, молчим.
Тогда она очень так настойчиво стала спрашивать, что же главное хотел нам сказать писатель? А мы-то откуда знаем? Сидим, молчим. Литераторша, пытаясь себя сдерживать, протёрла очки платочком и тихо спросила: «Вы хотя бы прочитали главу про планету с баобабами? Что поразило принца на этой планете? Что этой аллегорией хотел нам сказать писатель?!» А что он мог сказать нам баобабами? Глаза опустили, продолжаем молчать. «Да это же грибы от атомного взрыва, неужели не видите!!!» — едва не закричала инспекторша или даже заведующая отделом РОНО.
Мог ли писатель Антуан де Сент-Экзепюри в 1942-м знать, что представляет из себя взрыв атомной бомбы, который впервые произошёл в 1945-м? По моим тогдашним, да и теперешним представлениям — ну никак не мог.
С того момента люто ненавижу инспекторов РОНО и вообще всех чиновников.
Был ещё один весёлый литературный момент. Вот Вы знаете, например, что означает слово «силоботанический»? Впервые я о нём услышал тоже на школьном уроке. Ещё раньше, когда литературу нам другая учительница преподавала. Изучали теорию стихосложения! Я как-то в теории не очень, поэтому услышать-услышал, но дальше пропустил. Хотя и запомнил. И всю жизнь с этим жил. Время от времени недоумевая, что бы это значило. А оказывается это вовсе не «силоботанический», а «силлабо-тонический»! Силлабо-тонический! Недавно случайно наткнулся в интернете, и сразу жить легче стало. Правильно всё же учат в школе, просто не надо вертеться на уроках.
А что ждёт в школе этого молодого человека? Да наверняка что-то такое, о чём он будет вспоминать. Может быть с благодарностью. А может быть и с сожалением. В любом случае школа — не самая главная проблема в этой жизни…
Так что, держись, парень!
СТОП-КАДР 10
«ПРАЗДНИК
МОЛОДОГО ВИНА»
2012 год, Молдавия, Кишинёв
SONY DSLR-A850 16,0 мм f/7,1 1/80 c ISO 200
Так совпало, что в начале октября в Молдавии отмечают праздник молодого вина. И мы после конференции по проблемам региональной энергетики пошли туда, где весь народ собрался. Вино оказалось по-настоящему молодое! Если во-время не стопорнуть — дальше ноги сами никуда не пойдут. Зато разговор хороший! И про науку, конечно, и про рыбалку, и про политику… И про обычаи национальные. Мы-то приехали из Сибири…Поэтому я вспомнил про водку с лавровым листом. Гадость несусветная, но в киоске тогда другой не оказалось. Вспомнили про «Амаретто» и спирт «Ройял». Молодёжь, может, и не понимает, про что это. А это про те самые наши лихие 90-е года! Кому интересно — обязательно надо поинтересоваться у старшего поколения, пока все не перемёрли. Думаю, что и в Интернете справки можно навести.
В качестве компенсации могу предложить одну свою старую миниатюру на эту тему, называется «Ностальжи»:
"Ослепительно молодая, медноволосая красавица в алом комбинезоне виртуозно посадила свой УВАЗЗ на веранду, заглушила двигатели и через распахнутые настежь двери прошла в дом.
До начала воскресной тусовки оставалось не больше часа, и Челли решила, что пора приводить себя в порядок.
Она повесила на клык фарфорового ягуара ключи от зажигания, подошла к зеркалу и сбросила с себя комбинезон. Осторожно, лёгкими массирующими движениями Челли втёрла в шею фитоданс, впрыснула в вену новинку сезона — примостимулятор, ввела под кожу левого бедра несколько лепестков стаччи. Посыпав плечи и грудь тонирующим порошком, она тонкими мазками начала наносить изысканный вечерний рисунок.
— Что, дед, не одобряешь? — насмешливо спросила она.
— Молчи, беспутница! — сплюнул тот и зло стукнул клюкой по паркету.
— Завидуешь, старик, — самоуверенно протянула Челли, не отрываясь от зеркала. — У вас в молодости ничего этого не было. Тебе и вспомнить-то нечего…
— Мне есть что вспомнить! — вскричал косматый старик и вскочил с кресла — Мы пили Амаретто!..
Не удержавшись на больных ногах, он рухнул обратно на мягкие подушки.
— …и спирт Ройял! — кричал старик.
Челли давно уже ушла, а старый Виктор всё лупил и лупил алюминиевой клюкой по паркету… И скупые стариковские слёзы текли по его впалым, морщинистым щекам."
СТОП-КАДР 27
«ПУТЬ САМУРАЯ или ЧТОБЫ ЧТО-ТО СОБРАТЬ, НАДО СНАЧАЛА ВСЁ РАСКРУТИТЬ И РАЗОБРАТЬ»
2013 год, Омск, улица Химиков,
сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
СТОП-КАДР 40
«СКРИПАЧ НУЖЕН, ДЯДЯ ВОВА!...»
2019 год, Лондон, Riverside Building, County Hall, Westminster Bridge Road
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
Лавинообразная цифровизация не может не настораживать. По счастью, существуют авторитетные мнения: формальный подход к реализации таких глобальных проектов может привести к невосполнимым потерям как в масштабах государства, так и в масштабах цивилизации.
Кроме всего прочего цифровизация — это ещё и огромные деньги, предполагающие наличие и тех, кто их распределяет, и тех, кто обосновывает их потребность. Предполагает наличие армии исполнителей, кровно заинтересованных в том, чтобы цифровые проекты никогда не заканчивались. И это опасный фактор. Есть и другое обывательское сомнение. Если кто-то из вас пытался сыграть на lichess шахматную партию с компьютером хотя бы 6-го уровня, то прекрасно понимает, что ваш соперник не ошибается и не прощает даже малейших промахов, а тем более ошибок.
Иногда кажется, что все ходы заранее расписаны. Просто мы о них не знаем. Но если я выигрываю хотя бы одну из ста партий у компьютера, значит он может ошибаться?!
Но тогда, простите за наивность, можно ли доверить компьютеру управление людьми? Заводом? Государством? Цивилизацией?
Давайте притормозим. Никто ведь не знает, по каким алгоритмам живёт этот мир. В каждой нашей удаче — тысячи попыток и ошибок. Так устроена наша жизнь. Иррационально. Часто самые ценные и главные решения приходят спонтанно, эвристически. А для этого требуется чудесная смесь школьных уроков, футбола, театра, анекдотов, шашлыков, парфюма, автомобилей, цветов, секса, бисквитов, скандалов, предательства, трагедий, побед, сломанных велосипедов и синичек за окном… Обязателен весь бесконечный список того, что составляет нашу жизнь.
Нужна ли и важна ли при этом цифровизация? Да, без сомнения. Но при этом… Скрипач очень нужен, дядя Вова!
СТОП-КАДР 22
«ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ФЛОТА ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЕВЫ АНГЛИИ»
2019 год, Лондон, Riverside Building, County Hall, Westminster Bridge Road
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/50 c ISO 800
Абсолютно не комплексую по поводу своих белорусско-алтайских предков, но колесо обозрения на Зелёном Острове в Омске вызывает лишь лёгкое умиление панорамой родного города и великой сибирской рекой.
А здесь, на набережной Темзы, почему-то сразу всплывают морские истории от Даниэля Дефо и Жюль Верна до нашего Константина Станюковича... Ого! Того и гляди зацепимся за низкие лохматые тучи... «Свистать всех наверх!» - кажется вот-вот взовьются потрёпанные штормами паруса и трёхмачтовый клипер отчалит в далёкую Индию за чаем и приключениями. И пусть сегодня лишь Лондонский Глаз напоминает о былом могуществе королевского флота - английские корабелы во все времена пользовались заслуженным авторитетом.
Что это? Небольшая морская болезнь или извечное преклонение русского человека перед западной цивилизацией?
Все мы взрослые люди и должны понимать - глупо меряться достижениями, ведь у всего должны быть свои корни. И уж точно не стоит комплексовать, что корабельной науке мы начали учиться у Европы лишь при Петре Великом.
Научились же. И много чему ещё научились и научимся. У каждого свой путь…
Конечно, для трезвой самооценки нам иногда полезно осознавать, например, что в основе творчества Ивана Крылова лежат басни Лафонтена; Пушкин широко заимствовал образы и темы не только из русских сказок и античной мифологии, но и из творчества зарубежных современников; «Золотой ключик» А.Н. Толстого – авторская переработка сказки Карло Коллоди; капитан Врунгель А.С. Некрасова является морским аналогом барона Мюнхгаузена; «Старик Хоттабыч» был написан Лазарем Лагиным на основе идеи англичанина Ф. Энсти (повесть «Медный кувшин»); «Доктор Айболит» Корнея Чуковского – это пересказ и переработка произведения английского писателя Хью Лофтинга «История доктора Дулитла».
Как видим, по-настоящему замечательная, одна из лучших в мире русская и советская литература для детей создана на основе не менее замечательной мировой литературы. Расстроились? Не расстраивайтесь! Ведь есть ещё внутренние истоки этой литературы, впитавшей в себя красоту, терпение, доброту и справедливость русского человека.
Эти особенности и делают русскую литературу русской.
Считаете, что есть повод усомниться в национальной состоятельности? В таких случаях Вам надо заняться полезным делом. Повторюсь – не надо спешить, ведь у каждого свой путь…
СТОП-КАДР 8
«ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ…»
2016 год, Омск, Тюменская область,
угодья Сладково
SONY DSLR-A850 135 мм f/4,0 1/400 c ISO 200
«Да пошёл ты!..»
Современные щуки — они такие. Вот попросишь её о чём-нибудь: «По щучьему велению, по моему хотению…» А она тебя раз — и пошлёт куда подальше! Или спросит: «А что мне за это будет?».
Того и глядишь захочет в Гагры позагорать…
Вот раньше были щуки так щуки!.. Если уж попалась, то и разговор серьёзный. Можно было хоть что выторговать, хоть даже удочку карбоновую… Или мотор японский лодочный…
А сами ни о чём не просили, разве что обратно в прорубь отпустить.
СТОП-КАДР 31
«ПУТЬ САМУРАЯ
или СТУДЕНТ»
2019 год, Лондон, Pab The Crown at Seven Dials
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/50 c ISO 800
И так было практически на каждом курсе, без всяких поблажек и льгот для комсомольцев, общественников и спортсменов.
При этом математика, физика, сопромат, теория механизмов и машин — ТММ («Тут Моя Могила», если кто не знает) и много-много чего ещё — в полном объёме. Закалка, что ни говори.
Наша российская традиция… Вы ведь не будете спорить, что русская инженерная школа в своё время была одной из сильнейших в мире?!
Не так давно коллеги из МГТУ им. Н. Э. Баумана подарили мне уникальное издание — «Справочникъ императорского технического училища», датированный 1913 годом.
Оказывается, в 1913 году инженерное обучение длилось целых шестнадцать семестров.
То есть восемь лет! И в перечне учебных дисциплин — почти исключительно фундаментальные и прикладные технические науки. В одном семестре — не более пяти-шести дисциплин.
Как говорится — с толком, с чувством, с расстановкой. И лишь во втором семестре — богословие…
Сегодняшние учебные планы большинства технических университетов сильно отличаются не только от царских учебных планов, но от советских. Что настораживает.
И студенты нынешние как-то всё больше «погуглить» и найти готовое решение в цифровых облаках, чем самостоятельно найти реакции опор коленчатого вала… Ну и по пиву, конечно… Особенно после экзамена. Но это — дело святое! С этим согласен.
На нашем снимке, правда, английский студент. Но думаю, что это не так важно. Они ж везде примерно одинаковые…
СТОП-КАДР 23
«ХОРОШИЙ ДЕНЁК»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 320
Солнечный денёк, бокал вина — замечательный повод поболтать со своей подругой…
Всем давно известно, о чём говорят мужчины. О женщинах, конечно.
Но если кто-то утверждает, что ему известно, о чём говорят женщины — ни за что не поверю.
Обстоятельства сложились так, что в какой-то момент природное любопытство пересилило природную порядочность, и пусть издалека, но несколько фраз, доносящихся с балкончика, я всё же уловил:
— …так он твой однофамилец, что ли? А что ж ты тогда такая грустная?
— В общем-то, да. Однофамилец. Но у нас общие дети… Мы развелись три года назад.
— Какая свинья!
— Да нет, я сама виновата. Знаешь, когда устанешь, уже ни до чего нет дела. А он старается. Как-то прихожу домой, а он в фартуке и пахнет горелым луком и майонезом… Я отпихнулась, но ничего такого не сказала, просто похвалила: «Молодец! Пудель так не сможет!..» Он чего-то вскипел, хлопнул дверью и прямо в фартуке уехал… И вещи потом забрал. Правда, дом и машину нам с детьми оставил, деньгами тоже обеспечивает…
— Это — главное… А пудель — это кто?
— У соседей напротив живёт. Визгливый такой, прямо невозможно. Только лизаться и умеет, а чуть что — под скамейку…
— Хм-м… Вот что, моя голубушка… Такому несчастью, как у тебя многие счастливые позавидуют! Господи, ну почему у меня есть муж?..
… (шум низко пролетающего геликоптера) …
— …сказали, что у него это ещё не деменция, но витамины нужны постоянно. Хотя бы кетчуп, хрен и горчица. Можно с капустой, пивом и сосисками.
— Шутники. И за что только деньги берут! У меня вот тоже двигатель забарахлил недавно. Старенький уже. Обратилась в сервис. Там тоже шутник нашёлся, два часа пытался мне втюхать мотор в 130 лошадиных сил. У них, якобы, только такие в наличии. Говорю ему: «Как это 130, если в моём старом движке — 240!?». И знаешь, что ответил?
— Можно догадаться. Но ты лучше сама…
— Посоветовал взять два!.. Просто нет слов!
— Хам! Хам самый настоящий! И это меня нисколько не удивляет…
— А с деменцией — это же что-то серьёзное? На что надо внимание обратить? Какие ранние симптомы?
— Они нам так сказали. Если во время завтрака вдруг обнаружилось, что стрелки на циферблате показывают 9 часов 45 минут, то есть на минуту меньше, чем было пару мгновений назад, то, вероятнее всего, Вы просто ошиблись. Если же чуть позже они показывают 9 часов 35 минут, то надо обратиться в часовую мастерскую. Или к врачу…
— Я поняла, поняла…
… (снова шум низко зависшего надо мной геликоптера) …
Я, извиняюсь, не совсем дословно эту беседу излагаю. Дамы разговаривали на английском. Но тут возможны только два варианта: либо все эти разговоры о мужиках, либо обо всём на свете и о мужиках.
Ну, как-то так, уважаемые коллеги?
СТОП-КАДР 32
«ПУТЬ САМУРАЯ
или ДЕНЬ ВМФ»
2017 год, Омск, проспект Культуры
SONY DSLR-A850 135 мм f/4,0 1/250 c ISO 200
У нас не так уж много традиционных всеми любимых и почитаемых праздников. Если на вскидку, то это Новый Год, День Победы, Первое Сентября, Пасха… Может быть кто-то ещё парочку сможет добавить, но вряд ли больше.
Ещё есть множество календарных праздников, которых не перечислить. На один день иногда приходится сразу несколько праздников. Это чтобы никому обидно не было. Каких только поздравлений мы не получаем: к Дню Космонавтики, к Дню Танкиста, к Дню Машиностроителя, к Дню Науки, к Дню Нефтяника, к Дню Химика, к Дню Работника Высшей школы…
Есть и совсем уж важные праздники, им посвящаются торжественные кремлёвские концерты…
А есть праздники, которые отмечаются не так массово и не так торжественно, но любимы и уважаемы народом. День ВДВ, например. Специфичный, конечно, праздник, ведь десантура не прочь повыёживаться. Но имеют на это право, спору нет.
Мне же по сердцу День Военно-Морского флота. Или день ВМФ, другими словами. Белоснежный парад, бескозырки, реющий над флагманским кораблём Андреевский флаг… Совсем ещё не старые ветераны морского флота, бывшие простые мичманы и капитан-лейтенанты, командиры БЧ, акустики и связисты не сговариваясь встречаются каждое последнее воскресенье июля и вспоминают своих отцов-командиров, дальние походы и солёную чарку посвящения в подводники… И выпивают в парке на скамеечке за дружбу Северного, Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов, за боевых товарищей, за Россию и за её мужиков…
СТОП-КАДР 45
«О ЧЁМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
О чём говорят мужчины? Да был бы повод! Опять же возраст. Разный возраст — разные разговоры. Пацаны — про футбол и гаджеты. Парни — про футбол, автомобили и девушек. Мужики — про футбол, автомобили, рыбалку и женщин. Старики — про футбол, гаджеты, автомобили, рыбалку, политику и шахматы…
Если случайно заглянете в городской шахматный клуб, то с большой вероятностью застанете там бодрых пенсионеров, стучащих по часам в блиц, как в домино.
Играют «на интерес» — по 5 рублей.
Те, кто не занят игрой — как раз и обсуждают всё на свете. Как там у Ильфа и Петрова — «пикейные воротнички»? Ну, не совсем пикейные, конечно…
А кто-то может просто прийти, усесться в потёртое кресло, вытянуть ноги на стул и подремать, натянув кепку на глаза. Время от времени встать, погреметь стулом и прошаркать вокруг шахматистов, мельком оценивая позиции на их досках.
Потом снова устроиться в кресле и снова подремать, пока все не начинают расходиться. Иногда за компанию угоститься домашней наливочкой, прихваченной в термосе кем-нибудь из шахматных завсегдатаев. А вечером долго и подробно рассказывать ворчливой жене, как весь день с мужиками разыгрывал гамбиты…
Я видел одного такого деда каждый раз, когда привозил детей в шахматный клуб.
Наверное, и по сей день там собираются пенсионеры постучать в блиц. И дед всё так же спит в потёртом кресле с кепкой на носу. И всё также горячо обсуждаются события за рубежом, футбол, гаджеты, автомобили, рыбалка и дача. И шахматы…