СТОП-КАДР 38
«ОСЕНЬ»
2008 год, Омск, улица Химиков, сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»
SONY DSС-S800 7,8 мм f/2,8 1/640 c ISO 80
В конце августа – начале сентября бригада таджикских рабочих асфальтировала в театральном скверике пешеходные дорожки. Прямо под моими окнами. Обращало на себя внимание, насколько аккуратно и тщательно они работали: не спеша устанавливали поребрики; тщательно ровняли щебень, вручную его утрамбовывали, а после ещё и катком ровняли. Что особенно поразило - веником выметали налетевший мусор! И асфальт у них получился на загляденье – прямо зеркало, а не асфальт…
Не прошло и пары недель, как неслышно посыпались вдруг пожелтевшие листья. Глянцевые дорожки ещё не успели растрескаться и потускнеть, и после дождя в них проплывали фиолетовые тучи и чернели голые деревья.
Как поётся в одной очень старой эстрадной песенке: «… у берёз и сосен тихо бродит осень…». Согласитесь, что было бы непростительно не запечатлеть эти хитросплетённые дорожки, чуть присыпанные мокрой золотисто-бронзовой листвой.
СТОП-КАДР 81
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ СКВЕРИК. ВРЕМЕНА ГОДА»
В удачном кадре отражается состояние природы, человека, собаки, детского велосипеда, капучино или бисквита в конце концов. Если таких кадров несколько, то это уже не просто целая жизнь выбранного Вами объекта, это состояние его души. Даже если этот объект — неодушевлённый (одушевлённый/неодушевлённый — кажется, так нас учили в школе). И это, конечно, состояние Вашей души. Как и всякое искусство, фотография не просто помогает увидеть и понять окружающий нас мир. Она помогает понять самого себя.
Профессионалы часто рекомендуют представлять свои работы в виде тематических подборок, циклов, серий или назовите это как хотите. Соглашусь, потому что в таком формате они шире и глубже раскрывают тему. При этом бывает достаточно сложно создать подборку гармоничных, взаимодополняющих снимков.
Но если прямо под твоим окном природа раз за разом набрасывает свои живописные этюды… Тогда волей-неволей появляется сначала одна картинка (см. СТОП-КАДР № 38). Потом вторая. И вот уже выстраивается целое настроение под названием «Театральный скверик. Времена года…»
Стоит ведь только один раз понять: «А ведь на самом деле получилось…» И сразу меняется отношение к себе, к жизни и к окружающим… Становится понятно, что шанс всегда есть. И неважно, насколько субъективно это чувство; важно, что оно Вас изменило. И хорошо бы в лучшую сторону. Но это не точно…
Теперь осталось совсем уже немного — составить комментарий. А это уже задача несложная — просто подобрать слова к тому, что увидел, услышал, почувствовал…
СТОП-КАДР 55
«ТРИПТИХ В КРАСНОМ»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 400
Порой и комментировать ничего не требуется. Я полностью поддерживаю. Надо, надо показывать людям как на самом деле выглядит настоящая, фактурная девушка…
Ехал тут недавно на автобусе по маршруту №83. В полупустом салоне сидели несколько пенсионеров, трое студентов и мамаша с двумя подростками… Подумал: если вот так каждое утро ездить на этом автобусе, то наверняка завяжется какое-нибудь новое знакомство...
Так же, наверное, и в Лондоне? Если почаще и подольше кататься на Колесе или сидеть за одним и тем же столиком уличной кафешки… Неплохо было бы, конечно, для начала английский подтянуть…
СТОП-КАДР 19
«СИЕСТА»
2016 год, Омск, улица Химиков, новостройка
SONY DSLR-A850 135 мм f/7,1 1/250 c ISO 200
Техника давно стала частью нашей жизни в самом широком смысле. Ведь это одно из проявлений человека и природы. К тому же и сам человек зачастую так напичкан железом и электроникой, что уже и не поймёшь… Поэтому тема одушевления техники ещё с прошлого века находит отражение в кино и литературе. А почему бы и не в фотографии?
Вот эта замершая стрела строительного крана – чем не жираф, например… Сижу на кирпичной стене недостроенной многоэтажки, пью кефир, любуюсь этим жирафом, июльскими крышами и думаю об Испании.
Как там они работают в такую жару? Там ведь жара не только в обед, в сиесту, то есть. Там и утром жара, и вечером жара. Ночью, что ли, работают? И работают ли они вообще? Любопытный вопрос, согласитесь.
Ну да бог с ними, с испанцами. У нас работать вполне себе можно: внизу раствор намешают, наверх краном закинут – и выкладывай себе стенку по кирпичику…
Это мы с батей, помню, наломались, когда дачу строили! Собрались домик поставить на выделенном родителям садовом участке. Это километров около 30 от города. Каким-то образом мама договорилась с кирпичом. Тогда всё в дефиците было даже за деньги. Полную седёлку загрузили и поехали. Мы с батей на Запорожце дорогу показываем, за нами КАМАЗ с седёлкой. Улыбчивый водитель ещё на базе осторожно спросил про кран. Батя заверил нас, что у него всё схвачено…
Добрались до нашего участка. Батя поехал за краном. Водитель хмыкнул и с каждой минутой ожидания стал мрачнеть и терять улыбку. Через час он о-о-очень смачно сматерился, откинул борта у прицепа и кинул мне голицы. И мы с ним вручную начали разгружать кирпич. Молча. Ещё через час приехал угрюмый батя. Развёл руками, вздохнул и включился в процесс. Тоже молча. Ещё через пару часов мы всё раскидали. Водила даже денег на бутылку брать не стал, покрутил пальцем у виска и уехал.
А потом мы возводили стены. Фундамент мы ещё раньше залили, а для кладки стен пригласили родственников. Кто-то из них работал на стройке. Так мы за один световой день коробку поставили! Двое специалистов стены выкладывали, остальные им подавали раствор и кирпичи. А я в одного весь день раствор замешивал, за что получил почётное звание «бетономешалка». Здоровый был в молодости. Мама с другими женщинами еду готовили. Но за стол сели только затемно, когда работу закончили. А днём только чай с булкой. Это так строители решили, чтобы темп не сбивать...
Ну и куда там испанцам!?
СТОП-КАДР 21
«МОСТ»
2019 год, Лондон,
Hunderford Bridge/Golden Jubilee Bridge
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,8 1/160 c ISO 200
Мосты — одно из величайших достижений мирового инженерного искусства. Одно время я тесно общался с феерическим омским фотохудожником Михаилом Пахотиным. У него была замечательная серия фотографий про мосты. Я бы даже сказал — про Мосты, потому что они у него — живые.
И на нашем снимке тоже мост. Как и каждый из мостов, этот — не просто мост. Этот — английский мост. Мост в самом центре Лондона.
Чувствуете классику мировой строительной механики? Скупая строгость, точный расчёт и надёжность. И поскольку везде заклёпки, а не сварка, то, вероятно, это очень
старый мост. И лаконичные, идеальные в своих пропорциях красные головки болтов с шайбами — лишнее этому подтверждение. Обратили внимание на культуру инженерного творчества? Здесь красные болты — вовсе не для красоты. А для того, чтобы легче было при необходимости найти и проверить затяжку этих болтов, например, или что-то ещё. Но при этом ведь и красивее тоже стало!
Люди хотят, чтобы мосты были надёжными, красивыми и долго жили, дают им имена и помнят о них даже после того, когда те исчезают… Не обо всех, конечно. Так ведь и у людей такая же история…
СТОП-КАДР 34
«ПРО ДЕРЬМО»
2020 год, Омская область, Чернолучье
SONY DSLR-A850 135 мм f/4,5 1/800 c ISO 200
«Запахло весной, такой неземной…» Вот и снеговик без традиционной морковки совсем не расстроен отсутствием руки. Как не порадоваться вместе с этим весельчаком!.. Но за его спиной какие-то чудаки справили нужду — и настроение уже не то…
Казалось бы, невинная шалость — собачка покакала на газон и побежала дальше, или ребёнок сходил под кустик. Можно понять и мужичка, отливающего за углом пивного ларька. Ну, приспичило человеку… «Умиляет» циничность и детская непосредственность спортсменов, уличённых в допинге. Моя хата с краю — во всём виноваты тренеры… И вот это уже не просто собачья шалость, не просто дерьмо на палочке… Понятно, что людям так удобнее. Подлость — это же ещё не преступление, верно? Вот они и поступают так, как поступают…
Хотя по жизни-то даже и на публике обосраться не стыдно — люди простят. Рано ли, поздно ли — всё забудется. Ну что, не так? А вот подлость не прощается и не забывается. Сделал подлость — живи, конечно, но не рассчитывай на сочувствие…
Помните, как в одной сказке жил-был огромный сильный лев с маленьким трусливым сердцем. Это он так про себя думал. Но вот с его друзьями случилась беда, и оказалось, что сердце у льва беззаветно преданное и по-настоящему храброе!
А бывает и наоборот. Живет себе грозный лев, уверенный в себе, в своей силе, таланте, твёрдости духа… Но вот случается беда, и оказывается, что сердце у него маленькое и тряпочное, а сам он трусливее болонки, выглядывающей из-под хозяйской юбки.
И это нормально, как говорил подполковник Гоцман.
СТОП-КАДР 60
«ХУДОЖНИК»
SONY DSC-S800 7,8 мм f/6,5 1/320 c ISO 100
Памяти хорошего человека
Геннадия Васильевича Павлова
(04.05.1941 – 17.01.2022)
Сильные, на первый взгляд грубоватые руки художника с узловатыми пальцами и нежный прозрачный мазок беличьей кисти, кропотливый орнамент на золотой бересте, тончайшая каллиграфия на рисовой бумаге… Совместить несовместимое — уникальность этого ремесла. Да, художник реагирует на окружающий мир. По необходимости заходит на почту оплатить квитанции, пишет служебные записки, матерится на мизерную зарплату, окружающую тупость и пофигизм… Но при этом не прекращается процесс творчества и созидания. Прежде, чем в дело пойдут холст, бумага, кисти или перья, в нём проживут целую жизнь сотни пичужек с хохолками-завитушками, взойдёт дюжина разноцветных солнц над маковым полем, роскошные буквицы перессорятся за место в диковинном манускрипте… Художник живёт в другом измерении. Как писал Гегель — каков человек, такова и его философия. Не могу тут не вспомнить бессмертные роли Петра Мамонова в культовых фильмах «Царь» и «Остров». У каждого из его героев выбран свой путь. Мне показалось, что это — поиск души и забота о душе. Что на самом деле — не сильно важно. Главное — у человека есть внутренний, выстраданный стержень, свой путь. И никакая суета с этого пути уже не собьёт.
Именно эта черта художника Павлова вызвала моё к нему глубокое уважение. Несмотря ни на что, в любых обстоятельствах он творил. Будучи признанным профессионалом с мировым именем, он никогда не позволял себе кичиться, был всегда открытым для добрых дел.
Не раз убеждался — не тот учитель, кто стоит с указкой у доски и тыкает тебя носом в неровно написанные строчки на тетрадном листе. А тот, кого всю жизнь с благодарностью вспоминаешь… Может быть даже и не помня, чему, собственно, ты у него научился…
СТОП-КАДР 79
«ПРО ЛЕНИНА»
2016 год, Омск, улица Андрианова,
парк культуры Советский
SONY DSLR-A850 135 мм f/4,5 1/200 c ISO 200
«…когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной…» Помните такой шедевр? В младших классах советской школы этот стишок все учили наизусть.
Сейчас, конечно, вряд ли кто его помнит. Да и про самого Ленина далеко не всякий сможет что-то толковое сказать. Трудно себе представить, чтобы нынешние студенты технического университета конспектировали его «Философские тетради»! А мы конспектировали… И зубрили его биографию… Не скрою, копился потихоньку некоторый диссонанс и дисбаланс.
Тем не менее, искренно поддерживаю тех, кто считает, что Владимир Ильич Ульянов-Ленин — выдающаяся личность. Безусловно! И не только как исторический персонаж. Но и как человек. Как мужик, попросту говоря. Ведь кроме всего прочего, он банально поквитался с царизмом за смерть своего брата Александра. Такие люди не случайны. Это характер. Это принципы. Поговаривают, что он умер сравнительно рано из-за последствий венерической болезни. Погулял в молодости. Ну так я и говорю — мужик… А тяжёлая болезнь если не оправдывает, то хоть как-то объясняет его жестокость в последние годы жизни. Даже на бытовом уровне, оказавшись в чём-то прав, человек начинает верить, что он прав во всём… Что уж говорить про человека масштаба вождя, да ещё с букетом государственных и личных проблем.
Вызывает некоторое недоумение, почему он не сбился на нравоучения. А то ведь у наших великих как принято — хорошо покуролесить, погулять, в чём-то достичь мирских результатов и стать по-настоящему крутым… А уже потом всё переосмыслить и начинать призывать забыть про гордыню, собственные амбиции, женщин… Жить для людей… Обратиться к Богу… Примеров достаточно — Лев Толстой, Пётр Чайковский, Пётр Мамонов…
И это правильно! Направить и подсказать может только тот, кто в своё время заблудился. Ему есть с чем сравнить. Он знает что по ту сторону, чего на самом деле это стоит…
Только бывший грешник откроет Вам дорогу к богу…
А вот почему Ленин нам ничего такого не сказал, не знаю… Но наверняка думал об этом. Просто не успел…
СТОП-КАДР 29
«ПУТЬ САМУРАЯ
или ТИХАЯ ГАВАНЬ»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
Кажется, что ещё совсем недавно женщины хотели от тебя детей, красивые
безделушки, рестораны и цветы, а теперь – только с собачкой погулять… И неспешно
пройтись со своей спутницей… Обидно, несмотря на всю объективность создавшейся
ситуации.
Есть простые истины, которые мы не хотим замечать. Хотя в них – готовые ответы
на все вопросы…
Это как молоко, налитое в горячий чай. Сначала оно тонет, но потом всё равно
всплывает. Даже ложкой перемешивать не надо.
А если не всплывает, значит это не настоящее молоко. Без жира. И если по тебе
никто не скучает – значит что-то в тебе ненастоящее. Тогда имеешь ли ты право на
любовь, право на счастье? А есть ли вообще такое право? Нигде ведь это не прописано.
Только сейчас, задним умом начинаешь понимать – чтобы что-то получить, надо
сначала что-то отдать… Чтобы тебя полюбили – надо самому научиться любить…
И это на самом деле простая истина.
Научиться отдавать – беспроигрышный вариант к собственному счастью.
Но понимаешь это только сейчас, когда с собачкой гуляешь. Хотя, если честно, до
сих пор не совсем в этом уверен…
СТОП-КАДР 84
«ПЕРВЫЙ МУЖ»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
Стартовали? Вот теперь…
Стартовали? Вот теперь можно и Принцем заняться… Ну-ка, кто это там такой красивый, богатый и застенчивый?!
СТОП-КАДР 85
«КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»
Октябрь 2023 год, Омск, улица Химиков,
сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»
SONY DSС-S800 17 мм f/3,2 1/40 c ISO 200
Сегодня снимок кажется вполне удачным, а завтра — банальным и проходным… Восприятие зависит от настроения. И от погоды.
Вот и снова — октябрь. Снова прошли холодные дожди, и звонкое золото листвы сменил тяжёлый багрянец.
Красный Октябрь.
В этом смысле не повезло самому поэтическому, самому яркому осеннему месяцу. Снова в октябре — кровавая смута. Новая вспышка древнейшего конфликта между непримиримыми. Казалось бы, нам-то что — где Палестина, и где Россия. Да всё очень просто. Мы крайне несовершенны: в одном месте заскрипело — страдает весь организм. Вот и неспокойно.
Я понимаю исключительность великих учёных, музыкантов, политиков, инженеров, спортсменов… У них есть на то серьёзные основания.
Но когда целый народ или государство уверовали в свою коллективную исключительность — это катастрофа. Претензии, лукавство, лицемерие и самообман. Признаюсь, любой необоснованной исключительности всегда хочется набить морду. Хотя понять, конечно, можно — под сенью великих имён на лаврах благополучия хочет почивать и остальной народец…
В общем, сложный вопрос. Можно даже сказать — политический.
Лучше уж про природу. Как это про осень у поэта? «…В багрец и золото одетые леса?..»
СТОП-КАДР 61
«ЗИМНЯЯ КОШКА»
2017 год, Омская область, Сажино
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/20 c ISO 800
Кошка — самое счастливое существо на свете…
Она счастливее любого другого животного, потому что ей доступно тепло человеческого жилья.
Она счастливее любого человека, потому что любят и ласкают её всю жизнь, а не только в детстве.
Она счастливая, потому что всегда получает то, что хочет. А если нет, то не обижается, а просто приходит в другой раз.
Она счастливая, потому что её жулькают. Потому что всем нравится её урчание. Потому что любит то, что мы с удовольствием и сами любим — почесать у неё между лопатками и за ушами. Потому что шерстяная, тёплая и мурлыкает…
Потому что её всегда ждут. И расклеивают на столбах объявления, если долго не возвращается…