ТЕТРАДЬ
№1
Тетрадь №4

СТОП-КАДР 38

«ОСЕНЬ»


2008 год, Омск, улица Химиков, сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»

SONY DSС-S800 7,8 мм f/2,8 1/640 c ISO 80

В конце августа – начале сентября бригада таджикских рабочих асфальтировала в театральном скверике пешеходные дорожки. Прямо под моими окнами. Обращало на себя внимание, насколько аккуратно и тщательно они работали: не спеша устанавливали поребрики; тщательно ровняли щебень, вручную его утрамбовывали, а после ещё и катком ровняли. Что особенно поразило - веником выметали налетевший мусор! И асфальт у них получился на загляденье – прямо зеркало, а не асфальт…

Не прошло и пары недель, как неслышно посыпались вдруг пожелтевшие листья. Глянцевые дорожки ещё не успели растрескаться и потускнеть, и после дождя в них проплывали фиолетовые тучи и чернели голые деревья.

Как поётся в одной очень старой эстрадной песенке: «… у берёз и сосен тихо бродит осень…». Согласитесь, что было бы непростительно не запечатлеть эти хитросплетённые дорожки, чуть присыпанные мокрой золотисто-бронзовой листвой.

СТОП-КАДР 81

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ СКВЕРИК. ВРЕМЕНА ГОДА»

В удачном кадре отражается состояние природы, человека, собаки, детского велосипеда, капучино или бисквита в конце концов. Если таких кадров несколько, то это уже не просто целая жизнь выбранного Вами объекта, это состояние его души. Даже если этот объект — неодушевлённый (одушевлённый/неодушевлённый — кажется, так нас учили в школе). И это, конечно, состояние Вашей души. Как и всякое искусство, фотография не просто помогает увидеть и понять окружающий нас мир. Она помогает понять самого себя.

Профессионалы часто рекомендуют представлять свои работы в виде тематических подборок, циклов, серий или назовите это как хотите. Соглашусь, потому что в таком формате они шире и глубже раскрывают тему. При этом бывает достаточно сложно создать подборку гармоничных, взаимодополняющих снимков.

Но если прямо под твоим окном природа раз за разом набрасывает свои живописные этюды… Тогда волей-неволей появляется сначала одна картинка (см. СТОП-КАДР № 38). Потом вторая. И вот уже выстраивается целое настроение под названием «Театральный скверик. Времена года…»

Стоит ведь только один раз понять: «А ведь на самом деле получилось…» И сразу меняется отношение к себе, к жизни и к окружающим… Становится понятно, что шанс всегда есть. И неважно, насколько субъективно это чувство; важно, что оно Вас изменило. И хорошо бы в лучшую сторону. Но это не точно…

Теперь осталось совсем уже немного — составить комментарий. А это уже задача несложная — просто подобрать слова к тому, что увидел, услышал, почувствовал…

СТОП-КАДР 55

«ТРИПТИХ В КРАСНОМ»


2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 400

Порой и комментировать ничего не требуется. Я полностью поддерживаю. Надо, надо показывать людям как на самом деле выглядит настоящая, фактурная девушка…

Ехал тут недавно на автобусе по маршруту №83. В полупустом салоне сидели несколько пенсионеров, трое студентов и мамаша с двумя подростками… Подумал: если вот так каждое утро ездить на этом автобусе, то наверняка завяжется какое-нибудь новое знакомство...

Так же, наверное, и в Лондоне? Если почаще и подольше кататься на Колесе или сидеть за одним и тем же столиком уличной кафешки… Неплохо было бы, конечно, для начала английский подтянуть…

СТОП-КАДР 19

«СИЕСТА»


2016 год, Омск, улица Химиков, новостройка

SONY DSLR-A850 135 мм f/7,1 1/250 c ISO 200

Техника давно стала частью нашей жизни в самом широком смысле. Ведь это одно из проявлений человека и природы. К тому же и сам человек зачастую так напичкан железом и электроникой, что уже и не поймёшь… Поэтому тема одушевления техники ещё с прошлого века находит отражение в кино и литературе. А почему бы и не в фотографии?

Вот эта замершая стрела строительного крана – чем не жираф, например… Сижу на кирпичной стене недостроенной многоэтажки, пью кефир, любуюсь этим жирафом, июльскими крышами и думаю об Испании.

Как там они работают в такую жару? Там ведь жара не только в обед, в сиесту, то есть. Там и утром жара, и вечером жара. Ночью, что ли, работают? И работают ли они вообще? Любопытный вопрос, согласитесь.

Ну да бог с ними, с испанцами. У нас работать вполне себе можно: внизу раствор намешают, наверх краном закинут – и выкладывай себе стенку по кирпичику…

Это мы с батей, помню, наломались, когда дачу строили! Собрались домик поставить на выделенном родителям садовом участке. Это километров около 30 от города. Каким-то образом мама договорилась с кирпичом. Тогда всё в дефиците было даже за деньги. Полную седёлку загрузили и поехали. Мы с батей на Запорожце дорогу показываем, за нами КАМАЗ с седёлкой. Улыбчивый водитель ещё на базе осторожно спросил про кран. Батя заверил нас, что у него всё схвачено…

Добрались до нашего участка. Батя поехал за краном. Водитель хмыкнул и с каждой минутой ожидания стал мрачнеть и терять улыбку. Через час он о-о-очень смачно сматерился, откинул борта у прицепа и кинул мне голицы. И мы с ним вручную начали разгружать кирпич. Молча. Ещё через час приехал угрюмый батя. Развёл руками, вздохнул и включился в процесс. Тоже молча. Ещё через пару часов мы всё раскидали. Водила даже денег на бутылку брать не стал, покрутил пальцем у виска и уехал.

А потом мы возводили стены. Фундамент мы ещё раньше залили, а для кладки стен пригласили родственников. Кто-то из них работал на стройке. Так мы за один световой день коробку поставили! Двое специалистов стены выкладывали, остальные им подавали раствор и кирпичи. А я в одного весь день раствор замешивал, за что получил почётное звание «бетономешалка». Здоровый был в молодости. Мама с другими женщинами еду готовили. Но за стол сели только затемно, когда работу закончили. А днём только чай с булкой. Это так строители решили, чтобы темп не сбивать...

Ну и куда там испанцам!?

СТОП-КАДР 21

«МОСТ»


2019 год, Лондон,

Hunderford Bridge/Golden Jubilee Bridge

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,8 1/160 c ISO 200

Мосты — одно из величайших достижений мирового инженерного искусства. Одно время я тесно общался с феерическим омским фотохудожником Михаилом Пахотиным. У него была замечательная серия фотографий про мосты. Я бы даже сказал — про Мосты, потому что они у него — живые.

И на нашем снимке тоже мост. Как и каждый из мостов, этот — не просто мост. Этот — английский мост. Мост в самом центре Лондона.

Чувствуете классику мировой строительной механики? Скупая строгость, точный расчёт и надёжность. И поскольку везде заклёпки, а не сварка, то, вероятно, это очень

старый мост. И лаконичные, идеальные в своих пропорциях красные головки болтов с шайбами — лишнее этому подтверждение. Обратили внимание на культуру инженерного творчества? Здесь красные болты — вовсе не для красоты. А для того, чтобы легче было при необходимости найти и проверить затяжку этих болтов, например, или что-то ещё. Но при этом ведь и красивее тоже стало!

Люди хотят, чтобы мосты были надёжными, красивыми и долго жили, дают им имена и помнят о них даже после того, когда те исчезают… Не обо всех, конечно. Так ведь и у людей такая же история…

СТОП-КАДР 34

«ПРО ДЕРЬМО»


2020 год, Омская область, Чернолучье

SONY DSLR-A850 135 мм f/4,5 1/800 c ISO 200

«Запахло весной, такой неземной…» Вот и снеговик без традиционной морковки совсем не расстроен отсутствием руки. Как не порадоваться вместе с этим весельчаком!.. Но за его спиной какие-то чудаки справили нужду — и настроение уже не то…

Казалось бы, невинная шалость — собачка покакала на газон и побежала дальше, или ребёнок сходил под кустик. Можно понять и мужичка, отливающего за углом пивного ларька. Ну, приспичило человеку… «Умиляет» циничность и детская непосредственность спортсменов, уличённых в допинге. Моя хата с краю — во всём виноваты тренеры… И вот это уже не просто собачья шалость, не просто дерьмо на палочке… Понятно, что людям так удобнее. Подлость — это же ещё не преступление, верно? Вот они и поступают так, как поступают…

Хотя по жизни-то даже и на публике обосраться не стыдно — люди простят. Рано ли, поздно ли — всё забудется. Ну что, не так? А вот подлость не прощается и не забывается. Сделал подлость — живи, конечно, но не рассчитывай на сочувствие…

Помните, как в одной сказке жил-был огромный сильный лев с маленьким трусливым сердцем. Это он так про себя думал. Но вот с его друзьями случилась беда, и оказалось, что сердце у льва беззаветно преданное и по-настоящему храброе!

А бывает и наоборот. Живет себе грозный лев, уверенный в себе, в своей силе, таланте, твёрдости духа… Но вот случается беда, и оказывается, что сердце у него маленькое и тряпочное, а сам он трусливее болонки, выглядывающей из-под хозяйской юбки.

И это нормально, как говорил подполковник Гоцман.

СТОП-КАДР 60

«ХУДОЖНИК»


2009 год, Испания, Каталония, Льорет-де-Мар

SONY DSC-S800 7,8 мм f/6,5 1/320 c ISO 100


Памяти хорошего человека

Геннадия Васильевича Павлова

(04.05.1941 – 17.01.2022)

Сильные, на первый взгляд грубоватые руки художника с узловатыми пальцами и нежный прозрачный мазок беличьей кисти, кропотливый орнамент на золотой бересте, тончайшая каллиграфия на рисовой бумаге… Совместить несовместимое — уникальность этого ремесла. Да, художник реагирует на окружающий мир. По необходимости заходит на почту оплатить квитанции, пишет служебные записки, матерится на мизерную зарплату, окружающую тупость и пофигизм… Но при этом не прекращается процесс творчества и созидания. Прежде, чем в дело пойдут холст, бумага, кисти или перья, в нём проживут целую жизнь сотни пичужек с хохолками-завитушками, взойдёт дюжина разноцветных солнц над маковым полем, роскошные буквицы перессорятся за место в диковинном манускрипте… Художник живёт в другом измерении. Как писал Гегель — каков человек, такова и его философия. Не могу тут не вспомнить бессмертные роли Петра Мамонова в культовых фильмах «Царь» и «Остров». У каждого из его героев выбран свой путь. Мне показалось, что это — поиск души и забота о душе. Что на самом деле — не сильно важно. Главное — у человека есть внутренний, выстраданный стержень, свой путь. И никакая суета с этого пути уже не собьёт.

Именно эта черта художника Павлова вызвала моё к нему глубокое уважение. Несмотря ни на что, в любых обстоятельствах он творил. Будучи признанным профессионалом с мировым именем, он никогда не позволял себе кичиться, был всегда открытым для добрых дел.

Не раз убеждался — не тот учитель, кто стоит с указкой у доски и тыкает тебя носом в неровно написанные строчки на тетрадном листе. А тот, кого всю жизнь с благодарностью вспоминаешь… Может быть даже и не помня, чему, собственно, ты у него научился…

СТОП-КАДР 79

«ПРО ЛЕНИНА»


2016 год, Омск, улица Андрианова,

парк культуры Советский

SONY DSLR-A850 135 мм f/4,5 1/200 c ISO 200

«…когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной…» Помните такой шедевр? В младших классах советской школы этот стишок все учили наизусть.

Сейчас, конечно, вряд ли кто его помнит. Да и про самого Ленина далеко не всякий сможет что-то толковое сказать. Трудно себе представить, чтобы нынешние студенты технического университета конспектировали его «Философские тетради»! А мы конспектировали… И зубрили его биографию… Не скрою, копился потихоньку некоторый диссонанс и дисбаланс.

Тем не менее, искренно поддерживаю тех, кто считает, что Владимир Ильич Ульянов-Ленин — выдающаяся личность. Безусловно! И не только как исторический персонаж. Но и как человек. Как мужик, попросту говоря. Ведь кроме всего прочего, он банально поквитался с царизмом за смерть своего брата Александра. Такие люди не случайны. Это характер. Это принципы. Поговаривают, что он умер сравнительно рано из-за последствий венерической болезни. Погулял в молодости. Ну так я и говорю — мужик… А тяжёлая болезнь если не оправдывает, то хоть как-то объясняет его жестокость в последние годы жизни. Даже на бытовом уровне, оказавшись в чём-то прав, человек начинает верить, что он прав во всём… Что уж говорить про человека масштаба вождя, да ещё с букетом государственных и личных проблем.

Вызывает некоторое недоумение, почему он не сбился на нравоучения. А то ведь у наших великих как принято — хорошо покуролесить, погулять, в чём-то достичь мирских результатов и стать по-настоящему крутым… А уже потом всё переосмыслить и начинать призывать забыть про гордыню, собственные амбиции, женщин… Жить для людей… Обратиться к Богу… Примеров достаточно — Лев Толстой, Пётр Чайковский, Пётр Мамонов…

И это правильно! Направить и подсказать может только тот, кто в своё время заблудился. Ему есть с чем сравнить. Он знает что по ту сторону, чего на самом деле это стоит…

Только бывший грешник откроет Вам дорогу к богу…

А вот почему Ленин нам ничего такого не сказал, не знаю… Но наверняка думал об этом. Просто не успел…

СТОП-КАДР 29

«ПУТЬ САМУРАЯ

или ТИХАЯ ГАВАНЬ»


2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200

Кажется, что ещё совсем недавно женщины хотели от тебя детей, красивые

безделушки, рестораны и цветы, а теперь – только с собачкой погулять… И неспешно

пройтись со своей спутницей… Обидно, несмотря на всю объективность создавшейся

ситуации.

Есть простые истины, которые мы не хотим замечать. Хотя в них – готовые ответы

на все вопросы…

Это как молоко, налитое в горячий чай. Сначала оно тонет, но потом всё равно

всплывает. Даже ложкой перемешивать не надо.

А если не всплывает, значит это не настоящее молоко. Без жира. И если по тебе

никто не скучает – значит что-то в тебе ненастоящее. Тогда имеешь ли ты право на

любовь, право на счастье? А есть ли вообще такое право? Нигде ведь это не прописано.

Только сейчас, задним умом начинаешь понимать – чтобы что-то получить, надо

сначала что-то отдать… Чтобы тебя полюбили – надо самому научиться любить…

И это на самом деле простая истина.

Научиться отдавать – беспроигрышный вариант к собственному счастью.

Но понимаешь это только сейчас, когда с собачкой гуляешь. Хотя, если честно, до

сих пор не совсем в этом уверен…

СТОП-КАДР 84

«ПЕРВЫЙ МУЖ»


2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200

В сорок пять, как известно: «…баба — ягодка опять…». Любопытно, а есть ли такое в английском фольклоре? В жизни-то точно есть! Женщины везде из одного теста. И дело, конечно, не в возрасте.
Дело в стратегии. Общеизвестно, что спортивный, финансово обеспеченный Принц на белом коне — мечта каждой. Но риски никому не нужны. Поэтому Первый муж — не только желательно, но даже обязательно. Это как старт с космодрома «Восточный» перед большим межпланетным путешествием: кольцо на безымянный палец, ребёнок, квартира, машина, а там уже как звёзды сойдутся… Время терпит.

Стартовали? Вот теперь…

Стартовали? Вот теперь можно и Принцем заняться… Ну-ка, кто это там такой красивый, богатый и застенчивый?!

СТОП-КАДР 85

«КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»


Октябрь 2023 год, Омск, улица Химиков,

сквер Театра «Студия Л. Ермолаевой»

SONY DSС-S800 17 мм f/3,2 1/40 c ISO 200

Сегодня снимок кажется вполне удачным, а завтра — банальным и проходным… Восприятие зависит от настроения. И от погоды.

Вот и снова — октябрь. Снова прошли холодные дожди, и звонкое золото листвы сменил тяжёлый багрянец.

Красный Октябрь.

В этом смысле не повезло самому поэтическому, самому яркому осеннему месяцу. Снова в октябре — кровавая смута. Новая вспышка древнейшего конфликта между непримиримыми. Казалось бы, нам-то что — где Палестина, и где Россия. Да всё очень просто. Мы крайне несовершенны: в одном месте заскрипело — страдает весь организм. Вот и неспокойно.

Я понимаю исключительность великих учёных, музыкантов, политиков, инженеров, спортсменов… У них есть на то серьёзные основания.

Но когда целый народ или государство уверовали в свою коллективную исключительность — это катастрофа. Претензии, лукавство, лицемерие и самообман. Признаюсь, любой необоснованной исключительности всегда хочется набить морду. Хотя понять, конечно, можно — под сенью великих имён на лаврах благополучия хочет почивать и остальной народец…

В общем, сложный вопрос. Можно даже сказать — политический.

Лучше уж про природу. Как это про осень у поэта? «…В багрец и золото одетые леса?..»

СТОП-КАДР 61

«ЗИМНЯЯ КОШКА»


2017 год, Омская область, Сажино

SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/20 c ISO 800

Кошка — самое счастливое существо на свете…

Она счастливее любого другого животного, потому что ей доступно тепло человеческого жилья.

Она счастливее любого человека, потому что любят и ласкают её всю жизнь, а не только в детстве.

Она счастливая, потому что всегда получает то, что хочет. А если нет, то не обижается, а просто приходит в другой раз.

Она счастливая, потому что её жулькают. Потому что всем нравится её урчание. Потому что любит то, что мы с удовольствием и сами любим — почесать у неё между лопатками и за ушами. Потому что шерстяная, тёплая и мурлыкает…

Потому что её всегда ждут. И расклеивают на столбах объявления, если долго не возвращается…

© Владимир Юша - фото, текст
Made on
Tilda