СТОП-КАДР 51
«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС. КАПУЧИНО»
2017 год, Омск, кофейня «Тинто» на углу проспекта Маркса и улицы Чокана Валиханова
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 800
Вы когда-нибудь пробовали сделать портретный снимок ребёнка лет шести — семи? Собачку легче уговорить и сфотографировать!
Не могу дать рекомендации, что надо делать. Но могу сказать, чего точно не надо делать.
Не надо пытаться фотографировать ребёнка в незнакомом для него месте: всю фотосессию он будет исследовать новое пространство…
Не надо пытаться совместить фотосессию с завтраком: вкусняшка всегда важнее…
Не надо доказывать важность этого мероприятия: ребёнок не понимает, почему его уговаривают сидеть неподвижно и смотреть именно в этот стеклянный глаз. А в «птичку» он давно уже не верит…
В общем, рискнуть можно. Но что получится — Буратино или Капучино — неизвестно… Сделаете несколько попыток, и сами поймёте, почему паспорт выдают только в четырнадцать лет. Для него ведь тоже фотография нужна!!!
2017 год, Омск, улица Чокана Валиханова
SONY DSLR-A850 135 мм f/3,5 1/500 c ISO 200
СТОП-КАДР 41
«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС. ПОКОЛЕНИЕ ADVENTURE»
Как любил повторять отец, когда хотел меня похвалить: «Главное – это семя…». Так он оценивал свой вклад в моё воспитание, и в чём-то был прав.
Ребёнок сам познаёт мир, самостоятельно учится у всего того, что его окружает. И сколько бы мы не возились с ним…
Ничем не заменишь откровенный разговор с кузнечиком в траве, замершим прямо перед твоим носом...
И фиолетового глазастого атамана, гоняющего остальную стрекозиную мелочь вокруг зеленовато-сизых сливовых кустов…
И воскресную прогулку по нарядному городу, когда сразу столько новых впечатлений...
Главное – не мешать.
И тогда можно заметить, как взрослеет маленький человек...
1 Поколение ADVENTURE
2 Фонтан «Арка»
3 Падает или летит?
4 Философское настроение
2017 год, Омск, улица Чокана Валиханова
SONY DSLR-A850 135 мм f/3,5 1/800 c ISO 200
2017 год, Омск, площадь Ленина, у памятника Борцам Революции
SONY DSLR-A850 135 мм f/5,0 1/500 c ISO 200
2017 год, Омск, прогулочный катер на Иртыше
SONY DSLR-A850 135 мм f/5,0 1/500 c ISO 200
СТОП-КАДР 50
«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС. ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!!!»
2017 год, Омск, улица Чокана Валиханова
SONY DSLR-A850 135 мм f/3,2 1/320 c ISO 200
Умение повалять дурака, постебаться и побеситься с друзьями – недоступно искусственному интеллекту. Пока ещё недоступно! А у людей желание похохмить и походить на голове появляется в детстве и остаётся на всю жизнь.
И хорошо, если мама не ругает и тоже любит это дело. Каков хозяин – такое у него и хозяйство!!!
Жизнь построена на парадоксах. Наверное, поэтому наше счастье, я бы даже сказал, наша защита от глобальной цифровизации, наше будущее – в нашем несовершенстве. В желании повалять дурака и постоять на голове! Ну, невозможно в этом мире быть одновременно и хорошим, и правильным. Всё на тоненького…
Наверное, как раз это мама с папой и могут успеть объяснить. Пока другие не объяснили...
СТОП-КАДР 76
«КРАСНЫЙ ПЕРЕЦ»
2023 год, Омск, городок Нефтяников
SONY DSLR-A850 30 мм f/9,0 1/60 c ISO 200
Хотите вспомнить детство и вместе с героями фантастических романов без скафандров проникнуть в мантию Земли или побродить по пещерам Красной Планеты? Без микроскопа очутиться со своим лучшим другом в мире клеток или даже молекул? Спасать из чрева Чудо-Рыбы торговые корабли или в набедренной повязке с каменным топором наизготовку преследовать раненого тобой саблезубого тигра? Чтобы поужинать самому, а шкуру подарить Таньке из соседнего класса…
Для этого надо взять один красный перец покрупнее, отрезать ему жопку, вычистить семена, хорошенько промыть и заглянуть внутрь против солнца. А дальше уже всё зависит от Вашей фантазии и начитанности.
Это я для тех, у кого нет склонности к эротическим ассоциациям… Последним могу порекомендовать всемирно известные работы Пикассо или других знаменитых мастеров живописи, графики и фотографии.
СТОП-КАДР 46
«ЧЁРНАЯ ПАНТЕРА»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,2 1/200 c ISO 200
Как сказал наш известный, очень наблюдательный и тогда ещё советский человек Константин Мелихан: «Пока сделаешь мысль острой — голова становится тупой». Но когда видишь такую яркую и самобытную девушку — вообще всякие мысли испаряются. Да и что тут думать-то! Это Нью-Йорк с Чикаго можно спутать, а африканку со славянкой — никогда… Они совсем разные. Потому что они — другие…
Вот чем, к примеру, наша женщина может быть интересна для мужчины? Зайдешь в «Скуратов» на чашечку капучино с круассаном… Умные, интеллигентные, одинокие… Ноутбук, айфон, кокетливая помада, синяки под глазами от бессонницы… Время от времени — быстрый взгляд на входящего в кофейню мужчину… Или вот
медсестра в больнице — добрая улыбка, заботливые руки, случайно расстегнувшаяся пуговичка на халатике… Или вот в парикмахерской…
А тут всё не так. Потому что она — другая…
Ладно, пусть… В таком случае… Чем мужчина может быть интересен для такой девушки? С нашими всё более или менее понятно; для них лучше три в одном — здоровье, мозги, деньги… Или что-то одно, но много. Это более или менее просто — заработал денег, поменял себе сосуды, суставы, позвоночник, …, печень, почки, сердце, мозги… Заодно уже имя и фамилию… И можно жить!
А тут сразу ясно, что всё не так. Видно, что ей это неинтересно. И неважно… Потому что она — другая… Неразгаданная… Удивительная, непонятная, неприступная…
Тут не только коленки затрясутся — английский забудешь…
…
Или всё же зря я тогда струсил?..
СТОП-КАДР 92
«ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ…»
2009 год, Санкт-Петербург, улица Гороховая
SONY DSC-S800 7,8 мм f/2,8 1/60 c ISO 80
Вас ещё не закачало?
Вроде всё давно известно. Но вот простейший дилетантский приём — поворот кадра… И счастью «первооткрывателя» нет предела))) Это как в детстве. Вроде и родители, и тренер, и учителя всё тебе сказали, а пока сам не попробуешь — не доходит. Так и я. С огромным удовольствием изобретаю велосипеды и открываю Америки.
Вот вроде же вполне нормальный снимок (в центре). Замечательно вписался в цикл «Белые ночи» (см.2−2 СТОП-КАДР 37 МОЙ ПЕТЕРБУРГ. БЕЛЫЕ НОЧИ). Так нет же!
Ты влево — стена вправо… И сразу веселее, и сразу настроение. Ты вправо — стена влево… И как-то даже… Не то, чтобы «на бровях», но что-то есть.
И покачивает слегка так, покачивает…
СТОП-КАДР 65
«ПРО СЕРДЦЕ»
2013 год, Омск, улица Химиков,
Театральный скверик
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 200
Опять накосячил, парень?.. И сразу к маме? Послушай… Может быть тебе, конечно, ещё рановато, но ты всё равно послушай. Есть простые, банальные, но очень важные вещи, про которые ты должен знать.
Когда-то в далёком-далёком безвременье КТО-ТО нами ещё непознанный или в принципе непознаваемый впервые запустил маленький вечный двигатель — сердце живого существа. Возможно даже, что «это» и есть самое главное в этом мире. И «это» произошло всего один раз! А мы до сих пор ничего про «это» не знаем…
Но это всё ерунда на постном масле. Тут вот что действительно удивительно: каждый раз, когда на нашей планете рождается кто-то, его маленькое сердечко запускается не КЕМ-ТО непознаваемым. А ведь у людей это случилось уже миллиарды раз! И происходит каждый день! И каждый раз сердце ребёнка «запускается» сердцем вынашивающей его матери. Именно наши матери наделены великой миссией не только сформировать и выносить дитя, но дать ему жизнь, «запустить моторчик», задать ему нужный импульс. И не так уж важно, КТО был в самом начале…
Как «включается» маленькое сердечко? Генетические ключи? Биологические механизмы? Наверняка давно всё известно. Но для матери и ребёнка — это на подсознании. Это как душа, как пуповина, которая остаётся с ними на всю жизнь… Ещё одна маленькая непознанная тайна…
Наверное, ещё и поэтому мама всегда бесконечно любила и любит тебя, одновременно и гордится тобой, и лупит, и троллит, и ревнует ко всему окружающему миру… И пусть ты толстый, ленивый, капризный, задира и хулиган — она всегда простит…
И тебе надо очень постараться в этой жизни, парень… Хотя бы ради мамы.
2019 год, Лондон, Темза, Сити
SONY DSLR-A850 135 мм f/4,0 1/200 c ISO 200
СТОП-КАДР 68
«ЛОНДОН. ЗАРИСОВКИ. ГОРОД»
Про Лондон — всегда с пиететом и уважением. Но первое впечатление — разочарование. В десяти шагах от блистательного Центра… Одноэтажная Америка? Турецкие торговые кварталы? Фавелы Рио? Столько лет грабили — грабили… И вот те раз! Признаки старения и увядания… Чего ж тогда стоили Британская Вест-Индия, сама Индия и та же Южная Африка? Да и не только они. Обидно за цивилизацию…
А впрочем… Может быть грядущая гибель мегаполисов и есть отражение смены цивилизаций? При отсутствии колоний невозможно содержать в превосходном состоянии такую махину… Немногие могут себе это позволить.
А тут… Понятно, что Гольфстрим. Понятно, что колыбель. Понятно, что культура и традиции. Но… Сравнение с Барселоной — не в пользу Лондона. Сравнение с Москвой — тоже не в пользу… С Пекином и Нью-Йорком сравнивать не могу, никогда там не был.
Поехал бы сюда ещё раз? Британский музей? Лондонские пабы, пиво? А что — хорошая традиция. Понятная…
2019 год, Лондон, Уайтхолл
SONY DSLR-A850 135 мм f/7,1 1/250 c ISO 200
2019 год, Лондон, авеню Нортумберленд
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 500
СТОП-КАДР 63
«ПОРТРЕТ С ЛОДКОЙ. КИРИЛЛ»
2016 год, Тюменская область, угодья Сладково
SONY DSLR-A850 135 мм f/3,2 1/400 c ISO 200
Что-то в последнее время к воде тянет…
Сонная тишина над озером, камыши, затопленная лодка и быстрый след сверчка на тихой воде… И совсем нет романтического настроения а-ля Пикассо, Генри Миллер или Рубоко Шо… И про карасей, толкающихся лбами в днище лодки, тоже как-то не очень… Ведь там, в мутной толще озера, много чего другого, кроме карасей. Что там космос или океан, даже про это озеро мало что знаем. Да и надо ли всё знать?
Вот, к примеру, из того, что наболело: наши предки не указали нам цель. Вообще никакую… Нигде не написано! Наверное, потому что любая цель со временем теряет смысл. Что сегодня кажется добром, завтра — зло. Что сегодня для нас главное — завтра оказывается мелким и бессмысленным. Что сегодня объединяет миллионы — завтра оказывается идиотизмом. Вечная неопределённость, поиск цели, поиск того, что не существует и чего невозможно достичь — залог нашего развития. Не в этом ли и состоит их мудрость?
Но при этом они же указали нам некий путь… Чтобы не топтались на месте? Или не заблудились? Точнее, одним они указали путь, другим — направление, третьим — просто сказали, что путь есть. Но надо его найти. А четвёртым вообще ничего не сказали…
А кто, в самом деле, возьмёт на себя ответственность и скажет как именно и куда надо? Может быть маргинал возле вино-водочного магазинчика и есть тот самый, в ком закодирован Золотой Ключик от заветной дверцы в каморке Папы Карло… Или даже вообще бомж на теплотрассе… Или клерк с рыбьими глазами… Или просто деревянная кукла? Это же предки сказали: «Не суди, и не судим будешь»? Так сложилось, что кому-то указан путь, а кто-то — третий… Или четвёртый. В сухом остатке это совсем ничего не значит… В общем, по возможности, берегите друг друга…
СТОП-КАДР 91
«БАЛАКЛАВА.
ОСЕНЬ УДИВИТЕЛЬНАЯ»
2013 год, Крым, Балаклава
SONY DSLR-A850 16 мм f/9,0 1/100 c ISO 200
Удивительная штука — море! Неукротимая стихия, кладбища кораблей, беззаботные пляжи, лёгкий бриз, бездонная гулкая тишина, ветер в парусах… Бухта с загадочными пещерами и крутым дайвингом — Балаклава… Воздух и вода здесь настолько чистые и прозрачные, что на снимке отчётливо видно медуз. Они в сентябре особенно холодные, грациозные и ленивые… Вот ведь нарожала матушка-природа всякой красивой нечисти! Подплыли к самому объективу, смотрят… Можно даже и поговорить. Хочешь — «по чесноку», хочешь — просто поболтать… Кажется, совсем бестелесное и безмозглое существо… Но ведь далеко не самое слабое и беззащитное в морях и океанах! Самые слабые давно выползли на сушу… И чихают прямо сейчас у меня за спиной. А вдруг медузы — это те самые… Околевшие души моряков?! Нет, скорее — это наши околевшие души. Сколько нас — холодных, инфантильных, безразличных… Вот кто-то, позабыв про мать родную, несколько преждевременно хлопочет о своём месте в истории… Вот кто-то прошёл мимо бомжа с пустым пластиковым стаканчиком… А вот кто-то бодро толкается локтями: «Это мой компот, я тут стоял!..»
Эх, заверните меня в мокрый парус и спустите по скользкой доске… Что? Ещё дышу? Ну тогда просто выпей с нами, боцман…
СТОП-КАДР 54
«ВСЁ КАК У НАС»
2019 год, Лондон, Neal’s Yard, Covent Garden
SONY DSLR-A850 135 мм f/2,0 1/160 c ISO 250
Как-то, будучи ещё студентами, мы нарисовали стенгазету на День Дурака — просто похохмить. И туда фотку такую приклеили: стакан с водой стоит на столе, но его изображение раздваивается. Просто стакан с водой, просто немного раздваивается, и больше — вообще ничего такого. Так нас, поскольку мы были комсомольцами, в тот же день вызвали сразу в более вышестоящую инстанцию — к секретарю партийной ячейки. И тот настоятельно порекомендовал снять газету. Иначе — подрыв идеологии и пропаганда не нашего образа жизни. Позднее, когда я уже работал в институте, мы вместе с этим секретарём выпивали прямо на работе. И чуть ли не из того же самого стакана…
А вот у этого немного размытого снимка другая история. Тут, уж извините — просто у кого-то из нас двоих дрогнула рука… Всё как всегда. Всё как везде. Или это наши в Лондоне? Народ повсюду живёт своей жизнью и находит решения в любой ситуации. Не будем обсуждать причины. Но при этом… Ох уж эти кухонные разговоры… А оно
надо? Зрелище — на стадионах или в телевизоре. Пиво — в баре или в холодильнике. Тихо
уйдём в запой и перестанем производить еду и одежду требуемого качества и в требуемом количестве…
И мне, пожалуй, тоже плесните пару капель…
СТОП-КАДР 90
«ИЮЛЬ. РЫБА»
2016 год, Тюменская область, угодья Сладково
SONY DSLR-A850 135 мм f/5,0 1/320 c ISO 200
Когда готовил выставку, пригласил одну свою знакомую посмотреть фотографии, посоветоваться… Почему-то из всех красивых и разнообразных снимков она выбрала именно этот. Ткнула пальчиком и сказала: «А мне вот эта рыба нравится!..»
Не ожидал. Вроде бы что тут может нравиться — мёртвая рыба. Лежит себе…
А стал присматриваться — и правда ничего: вот и чешуйки одна к одной… Крупные! И глаза ещё добрые, спокойные… И вообще вся ладненькая, плотненькая… И трава вокруг густая, свежая… Надо заметить, что на зелёном вообще много чего хорошо смотрится. Вот и эта рыба — вроде и мёртвая, и мраморная, и холодная, а на зелёном — как живая.
Живописно. Но если бы та моя знакомая пальчиком в неё не ткнула, так и не обратил бы внимания на эту рыбу…